В творчестве Анны Семёновны Голубкиной особую роль играет так называемый христологический цикл – серия произведений, посвященных Иисусу Христу. Большинство работ цикла связано с созданием горельефа для надгробия Елены Петровны Радаковой на мисхорском кладбище. Заказ был значим для художника, им в творчестве скульптора открылась новая тема.
Подруга Голубкиной художница Александра Хотяинцева разработала для надгробного памятника эскиз креста, в средокрестии которого было запланировано место для мраморного рельефа с изображением Иисуса Христа. Начались длительные поиски образа, исполненного высокого звучания, духовной чистоты, готовности принять искупительную смерть на кресте. Для решения рельефа Голубкина избрала сложный момент – переход от бытия земного к бытию вечному. Задача уловить и передать этот миг последней надежды на спасение, последнего вздоха на земле была крайне трудной, и Голубкина лепила один этюд за другим, находя и отвергая найденное, усиливая звучание образа.
Этюд головы Иисуса Христа в терновом венце, плотно надетом на голову и изображенном, как и волосы, порывистыми, быстрыми мазками глины, стал промежуточным вариантом. В окончательной версии, выполненной в мраморе (
«Христос», 1911, горельеф, Третьяковская галерея), Голубкина довела образ до предельной лаконичности в решении формы. В этюде же она ищет способы выражения сложного душевного состояния. Скульптор словно стирает зрачок глаза, делая взгляд невидящим, как бывает, когда человек погружен в себя; чуть утолщает переносицу, добиваясь «львиноподобного» облика, чтобы придать значительность лику; слегка приоткрывает губы, шепчущие молитву. В этом, по всей вероятности, одном из последних вариантов образа Иисуса Христа Голубкина наконец сумела передать нужное ей состояние. Выразительность лика Иисуса в терновом венце, устремившего взгляд вверх, поражает надеждой ожидания и готовностью переступить черту, отделяющую бытие земное от мира горнего. Сложную задачу – передать последнее мгновение жизни – Анна Голубкина решает артистически точно: она достигает ощущения порыва, готовности перехода Христа в мир иной.
После многих поисков скульптор выполнила рельеф овальной формы, вырубив его дважды – один был установлен в 1913 году на кладбище в Мисхоре, другой остался в мастерской Анны Семёновны. После ухода ее из жизни эскиз головы Иисуса Христа был передан родственниками в музей, открытый в творческом ателье Голубкиной. Он стал первым в стране и четвертым в мире мемориальным музеем одного скульптора, но в 1952 году был ликвидирован. Произведения направили в Государственный Русский музей; они вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями. В 1986 году Музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.