Горельеф «Тайная вечеря» - это этюд в гипсе большой скульптурной композиции, предназначенной в дальнейшем для перевода в дерево. К сожалению, работа была приостановлена на этапе общей разработки и нескольких натурных штудий – «Апостол Петр» и «Апостол Иоанн». В письме этого времени к сестре Анна Семеновна признавалась:
«Я не буду работать барельефа из дерева. Труда много, а продать его будет невозможно. Если кто закажет, ну тогда так…».
Недавно обретя постоянную московскую мастерскую – просторную, с высокими потолками и верхним светом, скульптор решилась на создание произведения своими габаритами выходящего за пределы станковой скульптуры. Замысел, вероятно, вынашивался давно и новые условия позволили к нему приступить. Дело расстроилось из-за затянувшихся денежных проблем, неустроенности профессиональной стороны жизни скульптора.
Воспитанная в семье деда старообрядца-начетчика, с особым уважением к религиозным книгам и христианской традиции, Анна Голубкина впервые в своем творчестве обратилась к столь масштабной религиозной теме. На сегодняшний момент не известно, предназначался ли рельеф для храма или стал самостоятельным художественным прочтением известного религиозного сюжета. Несмотря на свой этюдный характер, «Тайная вечеря» демонстрирует целостную «картину» одной из библейских историй, полную драматизма и высокого смысла. Расположение фигур апостолов вокруг центральной фигуры Христа, словно «собирающего» их, ритмически выверено. Узнаваемая экспрессивная лепка Голубкиной, преодолевая инертность скульптурного материала, одушевляет местами только намеченные образы, проявляет их сущность, наделяет индивидуальными человеческими страстями.
Тяжелой оказалась дальнейшая судьба этого произведения. В долгие годы борьбы с религией, как и все религиозное искусство Анны Голубкиной, рельеф «Тайная вечеря» был спрятан от глаз зрителя, сильно пострадал в пору закрытия музея и только в 1970-е годы, после сложной реставрации вернулся из почти полувекового забвения.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя был открыт Государственный музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями.