Голубкина Анна (1864-1927)
Обезьянка
1901
Размер - 30 x 19 x 28,5
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-195
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
В первые годы самостоятельного творчества, когда у Анны Голубкиной появилась собственная московская мастерская, судьба сдружила ее с молодой парой художников, еще студентами Училища живописи, ваяния и зодчества. Это были Нина Симонович (1877–1948) и Иван Ефимов (1878–1959). Дружба растянется на долгие годы и даже сведет их на какое-то время в соседние мастерские.
Иван Ефимов, можно сказать, на глазах Голубкиной вырос в известного скульптора-анималиста. Она любила разговаривать с ним о животных, которых сама очень чувствовала и привечала. Не раз они вместе ходили в московский Зоологический сад. Он зарисовывал животных, она за ними наблюдала, а возвратившись в мастерскую – лепила. Об этом вспоминал впоследствии близкий друг скульптора В.В. Трофимов: «Свою знаменитую обезьяну она сделала после посещения Зоологического сада. Вернувшись домой, она тут же, по памяти, вылепила ее из глины». Так, в начале 1900-х годов у Анны Голубкиной появятся сразу несколько анималистических работ, среди них и скульптура «Обезьянка».
Уважая анималистический талант Ефимова, Анна Семёновна создавала своих животных по-своему. В их образах она видела, можно сказать, «человеческую» историю, «человеческую» душу. Нина Симонович однажды записала слова Анны Голубкиной про случайно увиденный рисунок лошади: «Весь ее нрав тут. Она – удивительная, у нее душа добрая, верная, хорошая. Ишь, какая. И нет при ней никого. Очень хорошо. Точно хорошая душа упала с неба и бодро стремится вперед. Талантливая у нее душа просто. Хороший человек бежит».
В обезьянке точно передана поза маленького существа, его очаровательная повадка, напоминающая образ играющего ребенка.
Но в творчестве Голубкиной случались и обратные ситуации, когда она наделяла лицо человека чертами, которые подглядела у животных. Так было с портретом Фёдора Плевако (1842–1909) – известного адвоката, пламенного оратора, лицо которого смотрит на зрителя «львиными глазами».