Любительница побродить по родным для себя рязанским лесам и полям, Голубкина-художник мысленно населяла их маленькими трогательными жителями, оживляя то Кустик, то Кочку. Зарайских ребятишек, которых она часто брала с собой, просила не шуметь, а прислушиваться к звукам леса, почувствовать его тайную жизнь. Мир природы, по Голубкиной, – определенно живой, таинственный, и не страшный. «Наши ребята растут на природе, – говорила Анна Семёновна, – и я тоже выросла на природе. Это сказалось на всей моей жизни, и на моих работах. В каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы. Даже вспаханная темная земля, и та давала мне образы».
В восприятии природы Анной Голубкиной было много простонародного, рожденного из поверий и сказок, слышанных ею в детстве. Она сама любила сочинять детям и даже переложила для постановки на сцене народную сказку «Солнце, месяц и ворон». Другим таким любителем сказочных образов был товарищ по цеху и близкий друг Голубкиной – Сергей Конёнков (1874–1971). Его радостный пантеистический мир Лесовичков и Леших был подлинным, аутентичным, а не книжным знанием. И этим два художника были близки.
Известно, что началом этюду «Кочка» стало позирование маленьких племянниц скульптора. Привыкшая в своей работе пользоваться впечатлением от натуры, Анна Голубкина и здесь следует этому методу. Скульптор использует по-настоящему живописный прием, погружая детские фигуры в неясное пространство фона, из тени которого смотрят на зрителя два трогательных образа. Впечатления, которого хочет добиться автор, – это впечатление завораживающего созерцания – больше тихой грезы, чем яви.
В 1932 году семья скульптора преподнесла в дар государству все тщательно сохраненное наследие художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед зрителями. В 1986 году музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.