Автопортрет Сурикова – один из ранних в творчестве художника. Автору на портрете 31 год. Уже тогда современники отмечали в молодом художнике “бездну таланта”. В это время он жил в Москве и начинал работу над большим полотном «Утро стрелецкой казни».
Суриков создает автопортрет как образ человека, в котором его профессиональная принадлежность скрыта. Художник внимательно вглядывается в себя в зеркале. Решительный поворот головы, внутренняя энергия и самостоятельность, задор молодости отличают образ творца, дерзающего создавать картину на драматический сюжет из эпохи Петра I.
Лаконичная композиция маленького автопортрета оживляется широкой динамичной манерой письма. Художник намеренно оставляет фактуру красочного слоя шероховатой, не заглаженной. Светотень в области лица строится широкими крупными плоскостями. Строгая красочная гамма типична для работ художника этих лет. Автопортрет близок к этюдам к «Утру стрелецкой казни» с характерным для них бежево-серым фоном, заметными следами авторских исправлений в области контура. Неслучайно лицо одного из стрельцов вдали немного напоминает автопортрет Сурикова.
В 1895–1896 автопортрет Сурикова был приобретен московским коллекционером И.Е. Цветковым. Их связывала многолетняя дружба. По-видимому, Цветков впервые увидел художника именно таким, каким он запечатлен на автопортрете. В 1910 году Суриков исполнил также свой карандашный автопортрет (Третьяковская галерея) и подарил его Цветкову.
Автопортрет Сурикова не только дает представление об облике молодого художника, но и является одним из ярких образцов этого жанра в искусстве передвижников.