Картина написана в год посещения художником Германии, Голландии, Франции, Испании, Италии. Возможно, именно этим объясняется близость ее стилистики полотнам старых мастеров. Композиция “Сходки” напоминает традиционную иконографию «Тайной вечери» -- собрание избранных вокруг стола, связанных общей тайной.
Крупные контрастные пятна света и тени становятся акцентом композиции, подчеркивающим напряженную атмосферу сходки революционеров. Вслед за Рембрандтом художник использует эффект экранированного света, когда его источник частично скрыт. Неслучайно авторское название полотна -- “При свете лампы”. Лица в таком освещении предстают смазанными, их индивидуальные черты в основном не различимы. В этом решении также прослеживается влияние картин Веласкеса, которые нравились Репину намеренной неоконченностью.
Хотя “Сходка” не была подготовительной работой для другого полотна и имела немалый размер, Репин называл ее эскизом. Живописец подразумевал широкую беглую манеру письма картины, используемую как художественный прием.
«Сходка» экспонировалась на задуманной Репиным выставке «опытов художественного творчества» русских и иностранных художников и учеников 1896–1897 годов в Санкт-Петербурге. В феврале 1896 года Иван Цветков приобрел полотно у его автора. Хотя небольшой дом коллекционера вынуждал его покупать картины малого размера, для этой работы было сделано исключение.
Побывавший у Цветкова чувашский просветитель Иван Яковлев позднее связывал сюжет картины с трагическими событиями, случившимися за два года до ее создания: «Помню… работу художника Репина, изображающую убийц Александра II — Желябова, Перовскую и других, на сходке обсуждающих план цареубийства». Он вспоминал рассказ коллекционера о том, что император Николай II заинтересовался этой картиной и, будучи в Москве, нарочно посетил особняк Цветкова.
«Сходка» является одной из картин Репина, посвященных событиям современности и вместе с тем отражающих его глубокое осмысление и интерпретацию классического наследия.