Нестеров Михаил (1862-1942)
Портрет Е.П.Нестеровой
1905
Размер - 142,5 x 107,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.8870
Приобретено у автора. 1927
Екатерина Петровна Нестерова, урожденная Васильева (1879–1955) – вторая жена М.В. Нестерова, в пору первой встречи и знакомства – классная дама в Киевском институте благородных девиц, где училась его старшая дочь Ольга. В течение сорока лет Екатерина Петровна была неразлучной, верной спутницей всего жизненного и творческого пути Нестерова.
Портрет Е.П. Нестеровой, написанный конце января 1905 года в Киеве, художник считал своим первенцем в жанре портрета. После тяжелой работы по росписи храма в Абастумане в Грузии, которой Нестеров отдал несколько лет самоотверженного труда, он почувствовал настоящую тоску по натуре. Это стремление к живым натурным впечатлениям воплотилось в портрете жены, которую захотелось написать теперь, в киевской квартире, в обычных условиях жизни, без всякой позы, помимо всяких исканий композиции и без малейших приготовлений.
Екатерина Петровна сидела однажды в зимнее солнечное утро в кресле, у окна, около стола, на котором стоял букет ярких азалий. Михаил Васильевич вдруг остановился и сказал: «Вот так и написать. Сиди, как сидишь». Нестерову легко работалось над этим портретом, не понадобилось ни зарисовок, ни эскизов. Все рождалось сразу на холсте: «Я опомниться не успела, как портрет был готов, – вспоминала Е.П. Нестерова, – Так это было молниеносно».
В 1907 году художник впервые показал его на своей персональной выставке. В 1914 году портрет демонстрировался на знаменитой Международной выставке в Мальмё; война и революция задержали портрет в Швеции на много лет. Нестеров считал портрет утраченным и очень жалел о нем. Но в 1923 году устроители выставки русских художников в Северной Америке смогли получить портрет в Мальмё в полной сохранности и вывезти его в США. После окончания выставки портрет вместе с другими экспонатами вернулся в СССР и был приобретен Третьяковской галереей.