Головин Александр (1863-1930)
Пейзаж. Павловск
1911
Размер - 107 x 107
Материал - холст
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.9053
Поступило из Государственного музея нового западного искусства. 1927
Романтик, мечтатель, эстет – так можно было бы охарактеризовать личность Александра Головина, одного из выдающихся мастеров Серебряного века. Блистательный театральный художник, в живописных работах которого сосуществуют одновременно и утонченная декоративность, и глубокие лирические настроения. Поселившись в 1913 году во флигеле Екатерининского дворца в Царском селе, Головин до конца своих дней, будет восторгаться дивной красотой этих мест, часто гуляя по паркам соседнего Павловска. Очарованный природой романтичного петербургского пригорода, Головин в своем пейзаже будто вторит поэтическим строкам своей современницы – Анны Ахматовой:
«Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда».
Среди пологих холмов и открытых солнечных полян, в глади задумчивых озер и в тени разбитых парков словно видения возникают призрачные миражи Античности – павильоны: «Храм дружбы», «Колоннада Аполлона». Они-то и вдохновляли художника в выборе пейзажных мотивов, перевоплощаясь затем в композиции театральных декораций. Такова неразрывная связь между станковой живописью и театрально-декорационным искусством Головина. На полотне «Пейзаж. Павловск» из-за деревьев, словно из-за кулис, возникают очертания псевдоготического дворца XVIII века, подобного застывшему в камне прошлому. Возвышенно-эмоциональная картина природы, пронизанной солнцем и наполненной шелестом листьев, поддерживается яркой зеленью травы, голубизной безмятежного неба. Белоснежные облака словно вплетаются в паутину веток, тонкие березы изгибаются будто фигуры балерин в легком танце. Уголок реального парка преображен в поэтический образ с изяществом, присущим творчеству Головина.