В старом парке
Патрон шедевра
Головин Александр (1863-1930)
В старом парке
1910-е
Размер - 96,5 x 96,5
Материал - холст
Техника - темпера
Инвентарный номер - Ж-380
Приобретено у С.П. Близниковской. 1963
Творчество Александра Головина удивительно красочно и одновременно очень лирично. Выдающийся театральный художник, чьи спектакли с триумфом проходили на сценах Москвы, Петербурга, Парижа, был чужд громких оваций и шума закулисных страстей. Душевный мир мастера был полон покоя и одиночества и молчаливых размышлений. Удаляясь в тишину своей мастерской под крышей Мариинского театра, где он создавал свои станковые произведения, или гуляя по паркам любимых петербургских пригородов, Головин оказывался в желаемом им краю грез и гармонии.
Освещенный вечерними лучами солнца заброшенный уголок «Старого парка» будто случайно увиден художником на прогулке. Чужое, словно не до конца уснувшее воспоминание застыло в отражении пруда. Одинокая скамья, помнящая недавний трепет и тепло жизни, окутанная сизыми тенями беседка, безмолвная хранительница тайных разговоров и раздумий, россыпи золотящейся листвы — все предвещает увядание, неумолимое забвение. Зачастую незримыми героями пейзажей Головина становятся образы любимого им подмосковного Петровско-Разумовского парка. Воспоминания о детстве, проведенном в незабываемой прелести тенистых аллей, среди обломков мраморных колонн, под кровлей полуразрушенных беседок наполнили нежной грустью пейзажное творчество художника.
Поэтизированная ностальгия и возвышенные переживания утраты «идеального былого», пронизывают пейзажи Головина. Именно в это время, в конце 1900-х — 1910-е годы, художник обращается к этому жанру, словно выражая в нем накопившуюся тоску по прошлому и щемящую боль от ускользающей красоты минувших эпох. Подобно своим современникам, мастерам художественного объединения «Мир искусства» или «Союза русских художников», Головин размышляет о растворении понятия прекрасного в вихрях цивилизации ХХ века, об умирающей усадебной культуре и об опустевших дворянских гнездах. Вероятно, это устремление и тяга к прошлому, манящему своими тайнами, прельщающее неизведанностью окрыляло фантазию художника, переселившегося в 1913 году в Царское село, неподалеку от любимого Павловска, где он прожил до конца своих дней.