Головин Александр (1863-1930)
Преображение
1894
Размер - 179 x 244
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22451
Поступило из города Костромы. 1934
«Преображение» Александра Головина – часть серии композиций, выполненных для церкви-трапезной Кологривского женского сельскохозяйственного училища близ Костромы. Серия основана на «Библейских эскизах» А.А. Иванова 1850-х годов и была первоначально заказана В.Д. Поленову С.И. Мамонтовым в 1893 году. Поленов привлек к работе своего ученика Александра Головина, который написал четыре композиции: «Преображение», «Благовещение», «Явление Христа Марии Магдалине» и «Христос и самаритянка».
Эскиз Александра Иванова, на котором основана композиция Головина, был создан в 1850-е годы, но в нем ощущается предчувствие символизма. Перед молодым художником стояла, таким образом, амбициозная задача: претворить в жизнь замысел одного из главных мэтров русского искусства середины XIX века, перевести композицию из акварели в технику масляной живописи и сохранить монументальность и философскую составляющую «Преображения» Александра Иванова.
Вслед за Ивановым Головин выбирает чуть асимметричную композицию: Христос, окруженный сиянием, вместе с пророками Моисеем и Илией находится в левой части холста, справа изображены апостолы Петр, Иоанн и Иаков. Картина Головина отличается тщательной проработкой деталей и в частности лиц. Если на эскизе Иванова лицо Христа неразличимо в облаке бело-золотого сияния, то в композиции Головина он смотрит прямо на зрителя. У Иванова три апостола кажутся погруженными в состояние глубокой задумчивости, на картине Головина Петр смотрит на Христа и обращается к нему, а братья Иоанн и Иаков в соответствии с евангельским текстом засыпают на горе Фавор.
Вместе с изменением техники изменился и колорит «Преображения»: прозрачность и яркость акварели уступают место более насыщенной масляной краске. Вся композиция оказывается темнее по тону и холоднее по цвету. А более подробная и несколько орнаментальная проработка деталей: одежд апостолов, валуна на переднем плане, далей, открывающихся с вершины Фавора, – указывают на влияние стиля модерн, одним из главных представителей которого в русском искусстве и будет Александр Головин на рубеже XIX и XX веков.