В пору обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества Головин часто посещал домашние рисовальные вечера, организованные Василием Поленовым. Сестра художника, Елена Поленова поддержала инициативу ученической молодежи в организации в 1893 году «Московского Товарищества художников». Собрания зачастую проходили в мастерской у сестер Эмилии м Марии Шанкс, частыми гостями которой были Головин и его соученица по Училищу Елена Виллиам (1860-1919).
Художница непринужденно сидит, в задумчивости прислонив голову к спинке кресла. Используя импрессионистические приемы: эскизность исполнения, выхваченную словно «кадр» композицию, художник здесь впервые применил свой декоративный дар. Красно-желтый с ярким орнаментом ковер становится едва ли не главным героем картины и притягивает к себе большее внимание зрителя, чем женское лицо, погруженное в сумрак комнаты. Согласно воспоминаниям племянницы художницы, Ирины Виллиам, Головиным был исполнен еще один портрет Елены Николаевны «во весь рост, стоящей на балконе на фоне залитой солнцем зелени». Местонахождение этого портрета неизвестно.
В созданном Головиным портрете Виллиам очевидны художественные впечатления, полученные живописцем за время его пребывания в Париже, продлившееся в 1889 в течение нескольких месяцев. Здесь он очень недолго занимался в мастерской Коларосси у живописцев Бланша и Симона. Особенно много значили для него уроки Коллена, убежденного сторонника пленэра и декоративной живописи. Но еще большее воздействие на Головина оказала бурная культурная жизнь Парижа 1880–1890-х годов. Художественный мир дышал творчеством импрессионистов. Молодой Головин был очарован прелестью трепетных женских образов, созданных Огюстом Ренуаром, красотой зыбких, дымчатых видов Парижа, запечатленных Камилем Писсаро, изяществом балерин Эдгара Дега. Сильное впечатление на русского художника произвела красочность произведений Поля Гогена и Мориса Дени, смелая экспрессия живописи Ван Гога, фантазии символистов Оделона Редона и Филиппа Ропса.