Головин Александр (1863-1930)
Умбрийская долина
1910-е
Размер - 142 x 142
Материал - холст
Техника - пастель, темпера
Инвентарный номер - Ж-912
Поступило по завещанию Н.А. Арнинг. 1980
Картины Александра Головина – яркое воплощение искусства Серебряного века с его стремлением к красоте, уходом от реальности. В «Умбрийской долине», как ни в одном другом произведении мастера, выразилось его собственное мироощущение, философия жизни и эстетика творчества. Созданный на полотне идеальный мир является своего рода «зеркалом» души художника. Проницательный современник назвал Головина «Орфеем, тоскующим по иной стране». Эта «иная страна» – неведомая даль, что так притягивала мастера своим прекрасным уединением. Умбрия, нареченная «зеленым сердцем Италии», предстает манящим «оазисом», краем воплощенной мечты. Холмистый ландшафт с прихотливым расположением лощин и возвышенностей венчается грядой Апеннинских гор. Вневременной негой застывшая природа, проглядывающие безмятежные островки зелени – все порождает ощущение блаженства.
Розовый куст на переднем плане изображен художником не случайно. В творческой «лаборатории» Головина роза является одним из излюбленных мотивов. Розы «цветут» в его пейзажах, натюрмортах, портретах, эскизах декораций и костюмов. Сама натура мастера, натура эстета словно исподволь жаждала красоты. По свидетельствам гостей его дома, мастер и в жизни окружал себя утонченными предметами искусства, разнообразными фарфоровыми вазами, букетами цветов, пестрыми шалями, развешанными на кремового цвета стенах. Тонкой кистью, словно стежок за стежком, вышивает художник красочный и в то же время нежный «гобелен».
Пейзаж предстает на полотне словно театральная декорация, развернувшаяся перед зрителем. Головин выстраивает композицию таким образом, что зритель смотрит на панораму будто бы с балкона театрального зала. Стихия театра была особенно близка мастеру. Возглавляя на протяжении более двадцати лет театрально-декорационные мастерские Императорских сцен, Головин оформил около пятидесяти драматических, балетных и оперных постановок, среди которых были спектакли, созданные совместно с великими режиссерами – Мейерхольдом и Станиславским.