Декоративная композиция. Эскиз обложки программы Эрмитажного театра
Патрон шедевра
Головин Александр (1863-1930)
Декоративная композиция. Эскиз обложки программы Эрмитажного театра
1902
Размер - 28,8 x 23,3
Материал - бумага
Техника - акварель, тушь, перо, бронзовая краска
Инвентарный номер - Инв.24723
В 1938 от ЛЗК. Присвоен дробный номер поступления по результатам проверки 2017, по решению ЭФЗК от ...12.2017
Среди того нового, что внесли в отечественное изобразительное искусство мастера объединения «Мир искусства», было увлечение графикой. Собственно, слово это создал Александр Бенуа, обозначая так произведение, выполненное на бумаге с помощью карандаша, угля, сангины, сепии, бистра, а иногда и акварели. До этого определения всё обозначалось словом «рисунок»: «рисунок углем и мелом», «рисунок акварелью» и т.д. Интерес художников к графике связан был еще и с тем, что быстро меняющаяся жизнь требовала новых форм информации. Отсюда – появление красочных плакатов, нарядно оформленных объявлений и, как в данном случае, программ спектаклей.
Оригинальная театральная программа появилась как жанр в XVIII веке. Но только в начале ХХ века многие известные мастера (Сомов, Бакст) обратились к оформлению произведений «малых форм» – театральным программам, художественным открыткам, декоративному оформлению почтовой бумаги.
Для Александра Яковлевича Головина обложка театральной программы спектаклей в Эрмитажном театре была поводом обратиться к столь любимому цветочному орнаменту.
Эпоха модерна изобиловала такими мотивами в архитектуре, живописи, книжной графике, прикладном искусстве. У каждого художника были свои любимые цветы: ирисы и лилии Михаила Врубеля с их томной грацией и графической утонченностью как нельзя лучше соответствовали духу томления и увядания, свойственному этому времени.
А Головин любил розы. Он их выращивал, пересаживал, ухаживал за ними. Они встречаются в его натюрмортах, дополняют костюмы на портретах «Испанок», и даже светская сдержанная дама Мария Владимировна Воейкова на портрете мастера изображена с розовой веткой в руках.
Поэтому то, что в пышную цветочную раму программы Эрмитажного театра Головин вплел нежные розы, – не случайно. А еще орнамент состоит из виноградных кистей с листьями. И все это выполнено в свойственных модерну сдержанных, неярких цветах. Сочетание нежно-розового с приглушенным темно-зеленым и лиловым создает изысканное цветовое решение.