Картина Виктора Васнецова «Букет. Абрамцево» относится к редкому для творчества мастера жанру натюрморта, который в живописи второй половины XIX века встречался вообще не часто. Но в нем любили пробовать свои силы участники
Абрамцевского кружка – содружества художников, объединившихся вокруг крупного промышленника и мецената, человека, наделенного разнообразными талантами, Саввы Мамонтова. В 1878 году «Букет цветов» в Абрамцеве написал Илья Репин, в 1880 году картину с тем же названием (обе – Музей-заповедник «Абрамцево») создал здесь же Василий Поленов. В подмосковную усадьбу Мамонтовых живописцы часто приезжали, чтобы поработать на пленэре, принять участие в коллективных затеях кружка – домашних спектаклях, в строительстве церкви Спаса Нерукотворного или в деятельности мастерских – столярно-резчицкой и керамической. Во время строительства Абрамцевской церкви (1881–1882, проект Василия Поленова и Виктора Васнецова), а потом и внутреннего украшения храма, уже в конце работы, выяснилось, что остались неокрашенными клиросы. Их покрыли голубовато-зеленой краской, но вышло «что-то малярно-грубое, не гармонирующее с общим художественным тоном», – вспоминала Наталья Поленова, жена Василия Поленова. «И тут выручил Васнецов, – пишет она далее, – Он потребовал цветов; со всех сторон ему понесли разнообразные букеты, и из-под его творческой кисти быстро стали вырастать цветы на голубом фоне клиросов. Создалось что-то нежное, красивое, веселое, вполне соответствующее общему радостному настроению». Можно предположить, что именно тогда Васнецов и написал натюрморт «Букет. Абрамцево». Многие цветы на клиросах напоминают такие же в букете натюрморта. Но главное, картина наполнена тем радостным настроением и воодушевлением, которые царили в усадьбе во время строительства и украшения храма. Илья Остроухов, написавший в 1883 году два этюда внешнего и внутреннего вида церкви Спаса Нерукотворного (оба – Музей-заповедник «Абрамцево»), приобрел у Васнецова натюрморт в свою коллекцию, как память об этом времени. После закрытия Музея Остроухова эта картина в 1929 году поступила в собрание Третьяковской галереи.