Малевич Казимир (1879-1935)
Станция без остановки. Кунцево
1913-1914
Размер - 49 x 25,5
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11926
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
Сюжет этой картины имеет вполне реальное происхождение: в то время Малевич со своей семьей снимал дачу в Кунцево под Москвой. «Станция без остановки» ‒ одно из кубофутуристических произведений Малевича, выполненное по всем канонам этого направления, являвшегося русской версией общеевропейского направления футуризма. Название «кубофутуризм», с одной стороны, маркировало соединение приемов кубизма и футуризма, с другой – декларировало независимость от итальянского футуризма, с которым русский постоянно соперничал. Термин «кубофутуризм» был принят литературной группой «Гилея» (В. Хлебников, Н. и Д. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский) в 1913 году, но не использовался постоянно, заменяясь названиями «футуризм» и «будетлянство». Обладая достаточно широким спектром слово- и формотворческих возможностей, кубофутуризм вышел за рамки отдельной группировки и стал почти тотальным явлением русского авангарда 1910-х годов. Большинство «левых» художников прошло через период кубофутуризма или испытало его влияние, в их числе был и Малевич.
Одним из ключевых понятий для кубофутуризма стало тождество пространства и времени ‒ время, как четвертое измерение пространства. Эта концепция, разработанная в научных исследованиях, легла в основу пластических новаций кубофутуристов, поставивших перед собой задачи переосмысления отношения искусства к предмету и пространству. В основу художественного метода была положена идея симультанности – совмещения в одном времени и пространстве разновременных событий как выражения современной динамики. Кубистическая деформация предмета, расчленение его на грани имитировала множественность точек зрения, воспроизводя эффект длящегося во времени восприятия. Футуризм, дробя предмет на части, ставил перед собой цель передать ощущение «мелькания», скорости движения в пространстве. Пластическое выражение симультанности достигалось при помощи приема монтажа – соединения в одной композиции фрагментов разных предметов, газетных заголовков, вывесок, обрывков фраз, цифр. Использование этого принципа давало ощущение одновременности художественного переживания различных пластов реальности, не совпадающих во времени и пространстве.
Футуристическому мышлению был присущ культ скорости: «Футуризм отказался от всех знаков зеленого мира мяса и кости и обнаружил формы динамического выражения в новом железном мире, обнаружил новый знак – символ скорости машины ...» – писал Малевич. В его работе «Станция без остановки» дробление предметов на грани создает эффект мелькающего пейзажа за окном стремительно мчащегося поезда, фиксируя образ не только скорости, но и как бы спрессованного во времени видимого мира. Кажущаяся на первый взгляд совсем беспредметной композиция, тем не менее, включает в себя детали реального мира: клубы дыма паровоза, фрагменты ступенек (станции?) и знак вопроса, как бы озвучивающий вопрос пассажира: «Что за станцию мы проехали?»