Один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский сравнительно поздно сформировался как художник. Решение посвятить себя искусству он принял по окончанию Московского университета, когда перед ним открывалась карьера ученого. Однако достоинства развитого интеллекта органично вошли в его художественную практику, в которой он ассимилировал разные стилистические приемы.
В картине «Дамы в кринолинах» оживают бидермейеровские и мирискуснические мотивы. Тема прогулок, флирта, старинной усадебной жизни, столь милая сердцам художников рубежа XIX–XX столетий, долго увлекала и новое поколение живописцев.
Сцена, разворачивающаяся на фоне старинной усадьбы с колонным портиком, напоминает работы художников Константина Сомова и Борисова-Мусатова. Но четкость линейной композиции, построенной параллельными плоскостями, выдает новый метод в живописи. Контурный очерк фигур, мягкая, изящно гнущаяся линия, то ниспадающая, то устремляющаяся вверх, декоративная пестрота колорита, образованная превращением мазка в широкое цветовое пятно, – все выдает причастность автора к стилю модерн, причем в его немецком варианте. Высвобожденная красочная стихия царит в произведении художника.
Фронтально выстроенные планы картины объединены диссонансами цветовой феерии. Верх и низ полотна, небо и земля сливаются в свето-цветовых потоках, которые динамично, воронками и водопадами, обрушиваются отовсюду.
Художественный образ формируется как эквивалент выразительных средств живописи: красками, формами, линейным ритмом и их соотношением.
Так, шаг за шагом, реализуется идея отхода от предметной, материальной реальности и выход в сферу чисто духовного.