Кандинский Василий (1866-1944)
Импровизация 7
1910
Размер - 131 x 97
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10977
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
На пути к высшей форме абстрактного искусства Кандинский выделяет три стадии: импрессии, импровизации и, наконец, композиции. Импровизация – выражение процессов внутреннего характера, возникающих внезапно, главным образом бессознательно. Это впечатление от «внутренней природы».
«Импровизация 7» представляется наиболее близкой по очертаниям форм и ритмов «Эскизу Композиции II». (1909–1910, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). В целом остается общее ощущение грандиозного пейзажа со вздыбленными и вертикально устремленными формами, фигурами людей и всадников, только их движение вверх представляется в «Импровизации 7» более сжатым, компактным и устремленным по восходящей диагонали. В композиции достигается слитность спонтанно образующихся живописных масс, состоящих из открытых мазков контрастных оттенков и синих контуров. Работа представляет собой, возможно, последний пример в творчестве Кандинского, где нет антагонизма цветовых пятен и линий, обозначившегося в последующих поисках. Направление основных диагоналей будет впоследствии характерно для Композиций 5, 6, 7.
Передняя плоскость задает движение. На ней происходит развитие цветовой гаммы от сине-зеленых оттенков к пурпурным. Над ней возносятся веерообразно расположенные полосы, в которых доминируют контрастные цвета. Все они устремляются своими энергичными криволинейными очертаниями в верхний правый угол, к высокому горизонту. В верхнем правом углу располагается яркая вспышка белого света. Также в верхней части композиции можно рассмотреть три небольшие схематичные фигуры в желтой, красной и зеленой одеждах. Стремительное движение мазков, линий и плоскостей дает выброс огромной живописной энергии, вытесняющей предметность изображения, что определяет важный этап в спонтанной живописности абстрактного экспрессионизма.