Васнецов Виктор (1848-1926)
Пейзаж под Абрамцевом
1881
Размер - 34,7 x 49,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11060
Поступило из Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова. 1929
С 1871 года, когда был сделан первый карандашный эскиз картины Виктора Васнецова «Богатыри», наметивший в общих чертах будущее полотно, и до 1898 года, когда художник закончил свое программное произведение, он не переставал размышлять о картине. Позже он вспоминал: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...» Большая часть работы Васнецова над картиной проходила в Абрамцеве, подмосковном имении Саввы Мамонтова, крупного промышленника, организатора Абрамцевского кружка. Васнецов был деятельным участником содружества, целью которого было создание искусства, основанного на народных, национальных традициях.
Всеволод Мамонтов, сын Саввы Ивановича, вспоминал, что, начиная с 1881 года, «Васнецовы прожили четыре лета подряд в абрамцевском Яшкином доме. Здесь Виктор Михайлович работал над большими картинами, здесь же он… приступил к одной из своих капитальнейших работ – “Три богатыря”… На второй год его проживания в Абрамцеве из сарая, смежного с Яшкиным домом, была сделана просторная, с верхним светом мастерская, где Виктор Михайлович и писал свои грандиозные по размерам картины».
Композиция «Богатырей», его главные образы и пейзаж сложились уже в эти четыре года. Здесь Васнецов много работал над этюдами к картине. Природа этих мест предоставляла художнику массу мотивов для создания пейзажа в произведениях, которые с полным правом можно назвать монументально-эпическими. Среди них – «Пейзаж под Абрамцевом». Этюд с темно-зелеными могучими холмами и белыми густыми, клубящимися облаками, предельно простой и суровый по цвету, вызывает в памяти лаконичный пейзаж в «Богатырях», повторяющий ритмически абрисы фигур витязей. Уже в этом сравнительно небольшом этюде заложена та сила громадных просторов, которой веет от картины.