Репин Илья (1844-1930)
Портрет великого князя Константина Константиновича
1891
Размер - 93 x 76
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24637
Поступило из Академии наук (Ленинград). 1936
Константин Романов (1858–1915) – внук императора Николая I, сын великого князя Константина Николаевича. С 1883 по 1891 год командовал «государевой ротой» Измайловского полка, шефом которой был сам император. Командир «государевой роты» имел право носить вензель правящего императора на погонах и эполетах мундира. На погонах великого князя вензель лишь намечен. Но он «читается» как монограмма Александра III, увенчанная императорской короной. В 1891 году Константина Романова назначили командиром лейб-гвардии Преображенского полка, в 1900-м – генерал-инспектором военно-учебных заведений России. В 1889–1915 годах он состоял президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Великий князь принадлежал к художественно одаренным личностям. Обладая поэтическим даром, он вошел в плеяду поэтов Серебряного века. Композитор, переводчик, драматург и актер – эти таланты также соединял в себе Константин Романов. На стихи К.Р. (его криптоним) написаны многие романсы Петра Чайковского.
Портрет исполнен Репиным по заказу командования лейб-гвардии Измайловского полка в связи с переходом Константина Константиновича в Преображенский полк. Бывший командир «измайловцев» любил своих подопечных и долго сомневался, стоит ли менять место службы. С Измайловским полком великого князя связывало многое, в частности он был одним из инициаторов и идейным вдохновителем «Измайловских досугов» – литературно-поэтических вечеров для офицеров. Даже после своего назначения в Преображенский полк Романов оставался бессменным председателем «Досугов».
В официальном заказном портрете художник выразил тонкую натуру великого князя. Константин Романов раскрывается для зрителя не только как офицер, связанный с военной карьерой, но и как всесторонне развитая, неординарная личность с ноткой романтики в душе. Задумчивый взгляд, тонкие пальцы музыканта, сжимающие томик стихов, многое могут сказать о модели. Репин признавался Льву Толстому, что во время сеансов позирования великий князь поразил его своим художественным вкусом и любовью к литературе.