Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Ахтырка. Вид усадьбы
1894
Размер - 36,4 x 60,7
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1490
Потупило от Л.В. Морозовой (по завещанию Г.П. Белякова). 1995
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Этюд написан в усадьбе Трубецких Ахтырка, расположенной неподалеку от Абрамцева и Сергиева Посада. Густые кроны разросшегося парка приоткрывают ослепительно белый барский дом со стройной колоннадой величественной ротонды. Парковый вид в английском вкусе придает художественному образу неуловимый романтический оттенок, интонацию свободы и мечты. Художник обращается к ностальгической, «тургеневской», теме поэзии старой усадьбы. По воспоминаниям современников, двухэтажный дом-дворец в имении князей Трубецких был красивейшей постройкой в стиле московского ампира. Дом возвышался на холме, с него можно было спуститься к деревянной пристани на запруженной реке. За рекой был разбит парк с эоловой арфой в беседке «эрмитаж», откуда и открывался вид, запечатленный в этюде. Очарование живописных мест окрестностей Ахтырки вдохновляло многих художников, побывавших здесь в разные годы. Репин, Поленов, Нестеров, Коровин работали в этих местах над этюдами. Пейзажи Ахтырки сыграли особую роль в картинах Виктора Васнецова на сказочно-былинные темы – «Алёнушка» (1881), «Богатыри» (1898). Ахтырке посвящены и ранние пейзажи одного из основоположников абстракционизма Василия Кандинского – «Летний день. Ахтырка» (1916–1917). Аполлинарий Васнецов впервые посетил усадьбу летом 1880 года. Братья Васнецовы поселились на даче по соседству с усадьбой мецената Саввы Мамонтова Абрамцево. Аполлинарий получил возможность тесно общаться с признанными мастерами абрамцевского круга – Репиным, Суриковым, Поленовым. «Учился я на природе и у природы, а помогали мне в этом <...> сверстники Виктора и мои сверстники», – вспоминал Аполлинарий Михайлович об этом периоде жизни. Василий Поленов учил молодого художника видеть природу во всей ее многогранной красоте. «Поленов часто обращал внимание на краски, – вспоминал Васнецов, – указывал, что их нужно брать ярче и красочнее». Мамонтовский кружок и природа Ахтырки и Абрамцева стали для Васнецова идеальным творческим пространством. Художника переполняла поэтическая красота этих мест. Выбранный вид через реку на изящные пилоны у пристани и дом с верандой-полуротондой необычайно, почти постановочно красив. Прозрачность воздуха, строгая очерченность глубоких теней, палитра, строящаяся на сочетании оттенков сочного изумрудно-зеленого с открытым белым, нежным песчано-охристым, передают ощущение знойного летнего дня, полного барственной лени. Цвет приобретает яркость, звучность и чистоту, открывая обретение пленэрной свободы в творчестве художника. Сам ландшафтный мотив свидетельствует о романтическом душевном настрое. В нем выразилась творческая тоска по идеальному месту, насыщенному исторической и эстетической памятью. Аполлинарий Васнецов продолжает романтико-элегическую усадебную тему, открытую Василием Поленовым в классических пейзажах конца 1870-х годов «Бабушкин сад» (1878) и «Заросший пруд» (1879). Работы учителя и ученика сближает поэтическое настроение, красота живописного решения и интерес к национально-историческому облику усадебной России. Василия Поленова и Аполлинария Васнецова, с их умением передать оттенки романтического очарования и магию недосказанности, таинственности выбранных мест и мотивов, можно назвать настоящими певцами старинной усадьбы.