Суриков Василий (1848-1916)
Портрет Г.А. Добринской
1911
Размер - 39,5 x 30,5
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1044
Приобретено у А.В. Красношеевой. 1985
Галина Анатольевна Добринская (1892–1977), в замужестве Ченцова – старшая дочь инженера А.М. Добринского, работавшего на строительстве Сибирской железной дороги, затем в Русско-Китайском банке во Владивостоке. Училась на историко-филологическом факультете Высших женских курсов. В 1930-х годах сотрудничала в газетах Малого и Московского художественного театров, заведовала лекторием при Доме актеров Союза театральный деятелей.
Знакомство Василия Ивановича Сурикова с семьей Добринских состоялось в Москве в 1910 году в гостинице «Княжий двор» на Волхонке в доме № 14 (ныне Галерея искусств стран Европы и Америки ГМИИ им. А.С. Пушкина), где в это время жил художник. Сурикову нравилось бывать в этой гостеприимной семье. Летом 1910 года он гостил у них на даче в Ставрополе-Самарском. Младшая дочь Анастасия (Ася) напоминала художнику его рано умершую жену Елизавету Августовну. Анастасия Добринская послужила моделью для первого варианта «Посещения царевной женского монастыря» (образ царевны) и для картины «Благовещение» (образ Марии). Кроме того, известны два ее живописных портрета кисти Сурикова.
Основной тон семьи Добринских задавала Галина – женственная, живая, веселая, общительная, остроумная. Она оставила воспоминания о своем знакомстве с В.И. Суриковым: «Василий Иванович много делал зарисовок… с меня. Часто, когда я сидела, не думая даже, что он смотрит на меня, он вдруг строго кричал: «Сиди так! Не двигайся! Чертовски хорошо посажена у тебя голова!» И, схватив альбом, быстро зарисовывал ту или иную позу». Черты Галины мы можем найти и в картине «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Третьяковская галерея). Это лицо молодой девушки, стоящей у входа в церковь и «гладящей «в жизнь» по выражению художника. По характеру Галина отличалась от своей сестры Аси, замкнутой, меланхоличной девушки. «Когда я готовилась к экзамену по древнегреческой философии, мы с Василием Ивановичем решили, что мы безусловно эпикурейцы, а Ася пожалуй стоик… Примерно раз в неделю, – вспоминала Галина Анатольевна, – у меня с Василием Ивановичем происходили «беседы по душам»… – скажите, я красивая? – Видишь ли, для художника мерилом красоты является античная красота, ею ты не обладаешь… – А почему же в меня все влюблены? Все, кроме Вас? –… Ты обладаешь большим даром, чем красота: в тебе много обаяния, очарования, женственности…».
Неслучайно для портретов Галины Добринской из Третьяковской галереи и Русского музея (1911) был выбран мажорный желтый фон. Суриков всегда видел человека через цвет и, видимо, сияющий желтый стал для него камертоном образа Галины Добринской.