В 1860-е годы Иван Айвазовский преимущественно жил и работал в Крыму в родном городе Феодосии и активно занимался его благоустройством. В 1865 году он открыл в своем доме первую в городе художественную школу и летом 1866 года представил её первых учеников совету Императорской Академии художеств, среди которых был будущий известный художник-маринист Адольф Фесслер.
Небольшое по формату произведение “Ялта” исполнено Айвазовским в этот период. Композиция картины отличается от многих других работ художника, им была выбрана точка зрения на город не со стороны берега, а со стороны моря. Подобное решение композиции, словно написанной с натуры, придает изображению реалистичность. Известно, что все свои произведения мастер создавал в мастерской и не работал на пленере, но обладая феноменальной памятью он мог с легкостью запомнить различные моменты дневного и ночного освещения. Айвазовский носил с собой небольшую записную книжку в которой фиксировал расположение береговой линии, направление волн. Вероятно, мотив устремленного к берегу Ялты парусника маринист мог видеть во время одной из своих морских прогулок.
Выбранный художником колорит соответствует естественному состоянию света в живой природе. Световоздушная среда пейзажа построена на основе мастерски выверенных тональных переходов от синего к лазурному в трактовке гор и моря в сочетании со светло-желтым светом утреннего солнца. Парусник – главный элемент картины, ее смысловой центр, выделен художником цветом. Его мачты, корма и парус горят оттенками яркого алого и оранжевого, контрастируя с синевой морских волн. В “Ялте” можно отметить черты отхода Айвазовского от драматических живописных эффектов, преобладавших в его более ранних произведениях, и обращение к близким естественной натуре колористическим и композиционным решениям.