Картина «У крымских берегов» представляет собой пример позднего творчества Ивана Айвазовского. Несмотря на преклонный возраст, в последние годы жизни прославленный маринист активно создавал новые произведения и регулярно открывал свои персональные выставки. Незадолго до смерти он писал своему биографу Николаю Кузьмину: «Благодаря Богу, я чувствую себя здоровым и нисколько не ослабевшим к искусству. Доказательство тому – нынешнее лето – я не помню, чтобы в продолжении 60-летней деятельности я так много бы писал. О достоинстве их я не скажу, но что их писал с большой страстью – это верно». Произведения, исполненные Айвазовским в конце 1890-х годов, отличаются более свободной и широкой манерой письма, колоритом, построенным на контрастных цветовых сочетаниях.
На картине «У крымских берегов» изображен плывущий по волнам парусный бриг как напоминание о былых славных победах, но и горьких поражениях императорского Черноморского флота. Во время Крымской кампании и Первой обороны Севастополя в 1854–1855 годах в севастопольской бухте нашли свое последнее пристанище могучие парусные корабли, участвовавшие во многих морских сражениях. Как свидетель этого трагического события, Иван Айвазовский на всю жизнь сохранил память о них, и даже в поздних картинах часто изображал бриги и фрегаты, несмотря на пришедший им на смену новый флот с паровыми двигателями, высокими трубами, покрытыми броней корпусами. Романтический образ рассекающего волны величественного парусного судна усиливается эффектным закатным освещением. Сочетания дополнительных желто-оранжевых оттенков в изображении неба и сине-фиолетовых в мерно бегущих друг за другом волнах придают пространственную объемность композиции. Подобный прием, использованный художником для передачи эффектного солнечного освещения, также встречается в произведении 1899 года «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» (Государственный Русский музей).