Небольшое произведение “Неаполитанский залив ночью” было написано Иваном Айвазовским в 1895 году. Этот год был особенно знаменателен для художника, он получил статус действительного тайного советника, который соответствовал чину полного генерала и адмирала российской армии. В это же время маринистом была окончена работа над масштабным полотном “От штиля к урагану” (Феодосийская картинная галерея, 1895) и открыта персональная выставка в Императорской Академии Художеств.
Вероятно, “Неаполитанский залив ночью” мастер исполнил на заказ. Формат полотна и изображенный мотив лунной ночи пользовался большой популярностью среди почитателей творчества непревзойденного мастера морского пейзажа. Скорость выполнения видовых картин такого рода приводила в восхищение многих современников художника. Он сам высказывался об этом так: “...писать тихо, корпеть над картиною целые месяца - не могу. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта…”. Возможно, поэтому лунные пейзажи Айвазовского принято называть “ноктюрнами”, так как в них заключена особенная поэзия и музыкальность. Композиция картины построена вокруг солирующей партии эффектного лунного освещения. В 1890-е годы манера мастера стала более свободной, виртуозной. Это особенно заметно в проработке береговой линии, в рисунке волн и облаков, а также в построении силуэта Везувия. В сравнении с более ранними работами художника в “Неаполитанском заливе ночью” есть особая легкость исполнения, которую можно принять за незаконченность.
Айвазовский часто изображал один и тот же вид в разное время суток, изменяя лишь арсенал используемых им художественных средств и расположение композиционных деталей. В собрании Третьяковской галереи хранится также созданный художником в 1893 году вид на Неаполитанский залив в лучах утреннего солнца (
“Неаполитанский залив ранним утром”).