Коровин Константин (1861-1939)
Натюрморт с портретом В.В. Перцовой
1916
Размер - 87,5 x 66,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-451
Дар К.К. Басевич. 1961
Эта картина относится к особому жанру в творчестве Константина Коровина, который получил название «ноктюрн». В ней соединяются элементы портретной, пейзажной живописи и натюрморта. На первом плане художник изобразил роскошные букеты в позолоченных ампирных вазах. За ними – женскую фигуру на фоне зимнего ночного пейзажа, который открывается из окна уютной натопленной комнаты, залитой золотистым светом. Музыкальные ассоциации с названием жанра «ноктюрн» неслучайно. По словам Елены Поленовой, Коровин стремился в своих полотнах добиться такого звучания красок, чтобы «выходила не живопись, а музыка».
Неизменно в «ноктюрнах» Коровина фигурируют букеты бумажных роз в старинных фарфоровых вазах, которые привлекали художника сочетанием синего цвета и блеска золота. Другая важная составляющая таких картин – изображения дам. В некоторых случаях они одеты и причесаны по моде начала XIX века. В цельный гармонический образ все эти мотивы соединяет таинственная синева ночи. Подобные картины Коровина находятся во многих музейных и частных собраниях.
Многие из «ноктюрнов» Коровин создал в 1910-е годы в имении Охотино в Переяславском уезде Владимирской губернии. На них он изобразил террасу своего дома, которая была застеклена не сразу, так что ее можно узнать на картинах художника в двух разных видах. В Охотине был написан и «Натюрморт с портретом В.В. Перцовой». На нем запечатлена Вера Владимировна Перцова, жена Александра Николаевича Перцова, инженера, строителя железных дорог. По его заказу в 1910–1912 годах был построен Доходный дом Перцова в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры в стиле модерн. Впрочем, женская фигура в полотне Коровина в большей степени выступает в роли некоего идеального, собирательного образа.
Картина стала настоящим украшением постоянной экспозиции Третьяковской галереи.