Портрет доктора А.Д. Езерского
Патрон шедевра
Суриков Василий (1848-1916)
Портрет доктора А.Д. Езерского
1910
Размер - 102 x 76
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-744
Приобретено у наследников С.В. Герасимова. 1975
Василий Иванович Суриков практически не писал заказных портретов. Круг его моделей – это родные и близкие (мать, брат, жена, дочери), сибирские и немногие московские знакомые художника. Мы редко знаем биографию суриковских моделей, их имена не громки, они не принадлежат к кругу "известных общественных деятелей" или великосветского общества. Письма художника также скупы на биографические подробности о портретируемых. Многие портреты Сурикова до сих пор безымянны, но и те, что имеют имя, сопровождаются весьма скудной информацией об изображенных лицах. (О А.Д. Езерском, мы знаем только, что это московский врач, знакомый семьи Суриковых).
"У Рафаэля есть всегда простота и широта образа, есть человек в очень простых и нещеголеватых чертах". Эти слова Сурикова характеризуют не столько Рафаэля, сколько отношение самого художника к портретированию. Лучшие портреты Сурикова поражают безыскуственностью, полным отсутствием всякой позы. К ним, безусловно, принадлежит и «Портрет доктора А.Д. Езерского». В нем художник опирается на открытия Н.Н. Ге в новаторском для своего времени портрете Л.Н. Толстого. Портретная характеристика не сфокусирована только в чертах лица, глазах, а может быть, явлена в посадке фигуры, в жесте, манере сидеть, работать, читать – эта идея постепенно завоевывает право на существование в русском искусстве. Сама поза Езерского дает возможность при внешнем покое создать впечатление сдерживаемой страстности натуры. Данному впечатлению служит и диагональная композиция портрета, и использование приема "кадровки" – левый край холста "срезает" локоть изображенного.
Сильная рука с проступившими костяшками пальцев, обхватившая подлокотник кресла, нахмуренный большой объемный лоб, сведенные брови, заострившийся крупный нос над поседевшей бородой – своей скульптурной пластикой неожиданно обращают к еще одному вдохновению суриковского портретного шедевра – бронзовому варианту "Ивана Грозного" (1871) М.М. Антокольского. И этот просвечивающий в облике Езерского исторический персонаж в его скульптурном воплощении монументализирует портретный образ и переводит его из регистра сиюминутного в регистр исторического времени.