Будучи молодым выпускником Академии, Иван Айвазовский совершенствовал свое мастерство, путешествуя по городам Европы. Первым городом Италии для художника стала Венеция, он прибыл туда из Вены летом 1840 года. В этом городе он познакомился с писателем Николаем Гоголем и литературным критиком Василием Петровичем Боткиным. О восхищении Айвазовского красотой Венеции писал со слов мариниста его биограф Николай Кузьмин: “После скучных Берлина, Дрездена и Триеста, она несказанно нравилась мне. Развенчанная царица морей, спящая непробудным сном на берегу чудесного своего залива, она очаровала меня”. Венеция для Айвазовского имела особенное значение, ведь именно там, на о. Сан-Ладзаро-Дельи-Армени, располагался монастырь отцов-мхитаристов, в котором жил и трудился старший брат художника Габриэл, ученый, магистр богословия, крупный лингвист и историк.
Это небольшое произведение было исполнено мастером уже в Петербурге по воспоминаниям о светлых водах венецианской лагуны и ее островах. Полная глубокого умиротворения безупречная гладь воды, запечатленная на картине – словно продолжение невесомой чистоты небес. Благодаря тончайшей цветовой и тональной моделировке Айвазовскому удалось изобразить невесомый утренний воздух, пронизанный первыми лучами солнца. Известны также другие произведения с изображением венецианских островов, написанные художником в этот период: “Вид на Венецианскую лагуну” (1841, Государственный музей-заповедник “Петергоф”); “Гондольер на море ночью” (1843, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан).