Ларионов Михаил (1881-1964)
Голова быка
1913
Размер - 70,5 x 64,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1078
Передача произведения от Эвелин Курнанд, гражданки США, проживающей в Париже, через МК СССР в 1983 г.
Вслед за увлечением неопримитивизмом Михаил Ларионов разрабатывает теорию «лучизма». Первые произведения, написанные по новым принципам, он экспонирует вместе с примитивистским циклом «Времена года» на выставке «Мишень» (1913). Имея много общего с кубофутуризмом, ларионовский лучизм сосредоточен на свете, как главном компоненте живописи. По словам художника, «лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникнуть от пересечения отраженных лучей от различных предметов, формы, выделенные волею художника». Одной из особенностей всего творчества Ларионова было «умение распорядиться светом». Произведения лучистского периода сохраняют прообразы реальных предметов, но при этом строятся по законам света и цвета, приближаясь к абстрактным формам.
Голова быка своими крупными деформированными чертами может напомнить африканскую маску. Контраст желто-белых и сине-серых линий рождает ощущение динамической подвижности изображения. Смелые широкие мазки усиливают впечатление живописной экспрессии.
Лучизм Ларионова был одним из самых первых вариантов беспредметного творчества. Художник распространял свое учение на диспутах, выставках и везде, где только мог. Журнал «Дамский мир» (1913, № 11) фиксировал: «он прославился тем, что несколько недель назад появился на улицах Москвы с раскрашенным лицом, на котором был изображен лучистый рисунок». Поэт Гийом Аполлинер писал, что «рафинированное искусство лучизма является наиболее свободным и наиболее новым выражением современной русской художественной культуры».
Лучистские картины были ярким финалом «русского» периода жизни художника. В 1914 году он был мобилизован на фронт, где получил тяжелую контузию. В 1915 году Михаил Ларионов и Наталия Гончарова по приглашению Сергея Дягилева уехали в Париж для оформления балетов «Русских сезонов» и более не возвращались на родину.
Произведение было подарено советскому государству в составе коллекции русского искусства известной танцовщицей Эвелин Курнан в 1983 году.