Картина написана Репиным в пору тесной связи с Абрамцевским художественным кружком, ставшим в 1878-1882 годы неотъемлемой частью жизни живописца. Творческая атмосфера, царившая в уютном подмосковном имении Елизаветы и Саввы Мамонтовых, рисовальные и литературные вечера, совместная работа на пленэре, постановка домашних спектаклей и игра в «живые картины» притягивала к себе друзей Репина: Василия Поленова, Виктора Васнецова, Василия Сурикова и многих других. Впервые приехав погостить у Мамонтовых в 1877 году, художник испытал невероятный творческий подъем. Ежедневная активная, легко продвигающаяся работа над монументальными картинами в сочетании с возможностью отвлечься на небольшие пейзажные этюды словно заряжала энергией, разжигала в Репине с новой силой и без того неуемную художническую страсть. Весной 1879 года Репин стремился вновь вернуться в Абрамцево, где ему так легко и радостно работалось. Дождливое лето изредка баловало погожими днями, усиливая соблазн - не упуская счастливой возможности работать на воздухе. Репин с большим упоением писал абрамцевскую природу и ее окрестности. Зачастую прогулки совершались большой компанией художников, с Мамонтовыми, со своей семьей, или в одиночестве.
«На меже» - словно выхваченный случайно «кадр» счастливой семейной жизни. На фоне золотистого поля идет под кружевным зонтиком 25-летняя жена художника Вера Алексеевна с дочерями Верой и Надей, вдалеке - нянюшка с сыном Юрой на руках. Репину виртуозно удалось поймать сиюминутность происходящего – на картине все исполнено движения, живых ракурсов и будто бы звуков детских голосов. Незатейливость сцены, ее естественность очаровывают простотой и безмятежностью человеческих чувств, столь естественных среди приветливой природы.
В этой работе, исполненной с натуры через несколько лет после возвращения из пенсионерской поездки в Париж (1873-1876), безусловно, сказались памятные Репину впечатления от живописи импрессионистов. Еще в пору пребывания во Франции им создан с оглядкой на французскую новаторскую живопись
портрет дочери Веры (1874) и портрет жены, который сам Репин характеризовал: «a la Manet”. Картина «На меже» родственна полотну «Маки» К. Моне (1873, Музей Орсэ, Париж), но вместе с тем репинская работа имеет неподдельный русский «акцент», тяготеющий к принципам реализма. В легком мареве летнего воздуха фигуры сохраняют четкие контуры, не «растворяясь» в пейзаже, написанном почти прозрачным слоем краски.