Суриков Василий (1848-1916)
Вид на Кремль
1913
Размер - 29 x 48
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25348
Приобретено у наследников художника. 1940
Москва, образ города, его история неразрывны с именем Василия Сурикова. Прожитые им здесь 38 лет стали яркой страницей в летописи московской школы живописи, а его личность и авторитет во многом определили вектор художественной жизни последней четверти 19 – первых десятилетий 20 столетий. Небольшой этюд «Вид на Кремль» представляет дворики в окрестностях улицы Волхонки, где слева виднеется церковь священномученика Антипия в Колымажном переулке. Запечатленная Суриковым Москва – неяркая, глухая по краскам, лишенная эффектных открыточных видов, оттого-то, вероятно, в ней столько личного, столько городского одиночества.
Свой первый приезд в первопрестольную Суриков с восторгом описывает в письмах к родным в 1869 году, рассказывает об увиденных достопримечательностях: Кремле, Колокольне Ивана Великого, Царь-пушке, Спасских воротах. Поводом же навсегда переселиться в Москву стал заказ на исполнение росписей Храма Христа Спасителя в 1877 году для поправки своего материального положения и скорой женитьбе на Елизавете Шаре.
К этому же времени относятся и первые замыслы монументальных исторических картин, словно подсказанных самим городом, таящем в себе загадки прошлого. Так рождаются его капитальные работы «Утро стрелецкой казни», (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887) и другие. Несмотря на сопутствующие художнику славу и признание, Суриков так и не обзавелся собственным домом, все квартировал сначала по «меблирашкам», затем по скромным квартирам, где по свидетельству близкого друга Ильи Репина, Суриков свои картины писал «под кроватью».
Любимым районом, где часто селился живописец был район Пречистенки и Остоженки, изначально это было связано с близостью к Храму Христа Спасителя, где он работал. Вероятно, неслучайно в 20 веке там напротив здания Академии художеств Сурикову установили памятник. Сам город Суриков любил писать зимой, возможно, то было неким воспоминанием о родной заснеженной Сибири. Художником создана целая серия «московских крыш».