Картина “Морской берег. Прощание” была создана Иваном Айвазовским 1868 году, по всей видимости, во время его пребывания в Феодосии. Прославленный маринист был щедрым покровителем своего родного города. Благодаря ему в Феодосии была открыта художественная школа, инициированы археологические раскопки, а весной 1868 года начато строительство железной дороги.
Айвазовский с большим теплом относился к Феодосии и всегда возвращался в этот город, считая его своим единственным домом. Аллегорический мотив прощания, изображенный на картине, созвучен настроению, которое мог испытывать художник, покидая родные края, отправляясь в очередное путешествие. Как и во многих произведениях мастера 1860-х годов, важную роль в этой композиции играет постановка интенсивного освещения, придающего картине особое эмоциональное звучание. Вся живописная поверхность полотна окрашена горячими лучами рассеянного алого и оранжевого света, эффектно выделяющего основные композиционные объемы. Пространство картины разделено на несколько планов, маркированных силуэтами прощающихся в правой нижней части композиции и далее, следующих по диагонали - шлюпкой, ожидающей моряка, и кораблем на горизонте. Восходящее из-за горизонта солнце символизирует начало нового дня и начало нового морского путешествия.
В своем творчестве Айвазовский часто обращался к изображению мотивов встреч и прощания, как к идее, близкой самому художнику, обращенной к мироощущению человека эпохи романтизма. Подобные сюжеты можно встретить на других известных картинах мастера:
“Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива” (Государственная Третьяковская галерея, 1842); “Утро на море” (ГМЗ “Павловск”, 1849).