Автопортрет
Патрон шедевра
Васнецов Виктор (1848-1926)
Автопортрет
1873
Размер - 71 x 58
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.27474
Приобретено у А.В. Васнецова. 1949
На «Автопортрете» Виктора Васнецова представлен образ молодого художника, обаятельного человека, уроженца Вятского края, сына сельского священника, не закончившего духовную семинарию из-за огромного желания учиться в Академии художеств. Его мечта сбылась, он стал ее учеником в 1868 году и уже в 1870-м получил большую серебряную медаль.
А в следующем после создания «Автопортрета» году его будет ждать первый большой успех. Он примет участие в 3-ей выставке Товарищества передвижников картиной «Чаепитие в трактире» (Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых), в связи с которой критика напишет: «Как типист Васнецов, бесспорно, будет одним из лучших русских художников». Иван Крамской, рассуждая в письме к Владимиру Стасову о том, «на кого какие надежды можно возлагать», скажет: «Остается наше ясное солнышко, Виктор Михайлович Васнецов... В нем бьется особая струнка…». Эта особая струнка даст себя знать уже через несколько лет, когда в 1878 году Васнецов выступит на Передвижной выставке с картиной «Витязь», открыв для русского искусства новые, былинно-сказочные темы.
Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось не только по ассоциативной связи с «богатырской» темой его творчества, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве, для чего действительно нужны были силы богатырские. Ведь значение его художественной деятельности было не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Для современников «главная заслуга Васнецова была в том», что он был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства – театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию. Принявшись за новые сюжеты в станковой живописи и за внестанковое творчество, Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых было создание единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях.
Современники, писавшие о Васнецове, всегда подчеркивали его ум и высокие нравственные качества – искренность, упорство, трудолюбие, что наряду с душевной мягкостью, простотой, веселостью и остроумием составляли обаяние личности художника. Именно такой человек смотрит с «Автопортрета» Виктора Васнецова.