Репин Илья (1844-1930)
Портрет С.И. Ментер
1887
Размер - 124,5 x 121,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.30393
Приобретено через Всесоюзное объединение «Международная книга» (собрание М.П. Рябушинского). 1951
Портрет известной немецкой пианистки, любимой ученицы Ф. Листа, Софьи Иосифовны Ментер (1846-1918), был написан в Баварии, в ее замке Иттер, где Репин гостил во время своего путешествия по Европе в 1887 году. Раннее дарование С.И. Ментер проявилось еще в пятнадцатилетнем возрасте, когда она совершила свое первое артистическое турне по городам Германии. Позже она сочинила несколько фортепианных композиций и была автором музыкальных обработок, преподавала и была приглашена на должность профессора Петербургской консерватории (1883-1887). Знаменитый русский композитор Петр Чайковский высоко ценил талант пианистки и посвятил ей партитуру "Концертной фантазии" для фортепиано с оркестром (1884). Ее игра захватывала эмоциональным порывом, масштабностью исполнения и одновременно изяществом и тонкостью художественной передачи.
Стихийный музыкальный темперамент и яркая красота Софьи Ментер поразили и серьезно увлекли Репина. Вероятно, художник впервые услышал ее игру в начале 1886 года на весеннем концерте Русского музыкального общества, где она блестяще исполнила несколько произведений, в том числе рапсодию и 1-й фортепианный концерт Листа. В течение зимы 1886-1887 годов художник создал два графических и два живописных портрета С.И. Ментер.
Молодая красивая женщина в белом нарядном платье изображена сидящей у рояля, на крышке которого лежит пышный букет цветов – свидетельство недавнего концертного триумфа. Выразительные темные глаза портретируемой внимательно и сосредоточенно смотрят прямо на зрителя. Смелое колористическое решение композиции, построенной на сочетании ярко-красных, белых и фиолетовых оттенков, подчеркивает уверенность модели в своей неотразимости.
Художник, обожавший музыку, создал около двадцати портретов музыкантов, исполнителей и композиторов. "О, музыка! Она всегда проникала меня до костей", – так он выразил свое глубокое восприятие этого искусства, которое пронес через всю жизнь.