Вероятно, эскиз выполнен под впечатлением Брест-Литовского договора, подписанного 3 марта 1918 года. Заканчивалась Первая мировая война, в России шла война Гражданская. Это стало причиной горьких размышлений художника.
Иконография образа Богоматери «Всех скорбящих радость», который почитается как подающий исцеление и утешение, существует в различных вариантах и не имеет единой законченной композиции. Наиболее известен чудотворный образ из церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке. Соединив известную иконографию с картиной страданий современного ему мира, художник создал свой эскиз.
Над земным страдающим миром на фоне бледного голубовато-бирюзового неба в окружении серафимов изображена Богоматерь с Младенцем. Вверху в углах архангел Гавриил и архангел Михаил с огненным мечом в руке. Богоматерь парит над землей на легком облаке. У ее ног бушующее море и терпящий бедствие корабль – традиционный символ житейских страданий. В печали она склонила голову, устремив свой взор на землю. На земле сидят и лежат полуобнаженные изможденные люди, молитвенно воздевающие к Богородице исхудавшие руки. С правой стороны из церкви к народу выходят Николай Чудотворец и Сергий Радонежский. Слева ангелы спускаются с небес, укрывая нагих и раздавая хлеб. Справа один ангел несет чашу, по форме напоминающую потир (сосуд для Святого Причастия), второй – венец и православный крест, предрекающий страстной путь. В левом нижнем углу цари земные в покаянном поклоне склонились перед страданием народа. На берегу обнаженная фигурка маленького ребенка. С одной стороны, ребенок воспринимается как образ хрупкости и беспомощности, с другой – как символ человеческой души, которая, несмотря на лишения и страдания, сохраняет веру в безграничное милосердие Божие.