«Руки галстуком» – четвертая изданная книга Анатолия Мариенгофа, она же – третья, выпущенная объединением имажинистов. Ее оформлением занимался Георгий Якулов. Иллюстрации на страницах книги ассоциативны, это сменяющие друг друга образы, которые рождаются в воображении художника при чтении стихотворных строк.
Якулов подписал Декларацию имажинистов вместе с С. Есениным, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем, Р. Ивневым, Б. Эрдманом. В ней среди прочего провозглашалось: «Образ, и только образ. <…> Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины. Мы проповедуем самое точное и ясное отделение одного искусства от другого. <…> Передай, что хочешь, но современной ритмикой образов». Художник вступил в «Орден имажинистов», участвовал в митинге-выставке картин и стихов имажинистов в Политехническом музее, там же вместе с демонстрацией картин читал доклад «Образ краски (нота имажинистов миру)». Всё это события 1919-го – года, предшествовавшего времени создания литографированной книги Мариенгофа «Руки галстуком».
На странице «Не было Вас и все-таки стал день…» в хаосе жирных черных линий и пятен видна фигурка героя, увлекаемого каким-то грандиозным круговоротом. Возможно, так художник изображает неумолимость времени, его непрерывный ход («время перебирало четки…»).
На обороте страницы героиня (Коломбина?) изображена в объятиях Арлекина, а не клоуна, который упомянут в тексте. Образы комедии дель арте были чрезвычайно популярны не только у символистов и мастеров «Мира искусства», но и у имажинистов. В уничтоженном автором первом сборнике стихов «Витрина сердца» (1918) Мариенгоф писал:
Тело свесили с крыш
В багряной машкере арлекина,
Сердце расклеили на столбах
Кусками афиш.
Изображение арлекина, прибитого к фонарному столбу, помещалось на обложках ленинградского издательства имажинистов «Распятый арлекин». Вполне возможно, что образ мог быть подсказан художнику автором стихотворения, поскольку они создавали книгу в сотрудничестве. Доказательством присутствия Мариенгофа в типографии в момент работы над литографскими камнями служит его собственноручная литографированная подпись под портретом поэта, который выполнил Якулов.
Мариенгоф был наиболее последовательным имажинистом и, в отличие от Есенина, никогда не отказывался от художественных принципов этого направления.