Истомин Константин (1886-1942)
Шахтёрка метростроя
1937
Размер - 176 x 123
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6760
Приобретено у А.П. Коровиной (Москва). 1993
«Шахтерка Метростроя» – одна из немногих крупноформатных картин художника. Истомин был человеком, остро реагировавшим на окружающую действительность и повседневный героизм того времени, и его привлекла тема строительства метрополитена, размах и энтузиазм, с каким велась эта стройка.
В своих воспоминаниях его ученица Е.Н. Орловская пишет: «Константин Николаевич задумал написать девушку-метростроевку. Он договорился с одной молодой девушкой, работавшей на прокладке вахты у Кировских ворот, и она начала позировать ему в комбинезоне и широкополой шляпе, в которых работала под землей. Холст был большой, фигура взята была почти в натуральную величину. Девушка стояла на фоне коричневой двери, отделявшей комнату Истомина от Фаворского, на которую были еще повешены коричневая и черная тряпки. Я много раз видела эту вещь в процессе письма. Как обычно, прописав весь холст, Константин Николаевич начал работать над лицом и шеей, светящейся из открытого ворота комбинезона. Лицо и шея были дописаны плотно. Особенно хороша была шея, нежная, теплая, сияющая. Это была изумительная живопись. Но что-то не удовлетворило Истомина. Он снял все мастихином и, черной краской прорисовав лицо и шею, заново начал писать их. И вдруг эта девушка не пришла. День, другой. Константин Николаевич долго ждал ее, пытался найти у метро. Когда он убедился, что она не придет больше, у него появилась мысль взять натурщицу, чтобы докончить работу. Но тут же он от этого отказался. Он сказал, что ему было интересно написать действительно метростроевку, а не модель, одетую метростроевкой. Так эта вещь и осталась неоконченной».
Константин Истомин – живописец и график, посвятивший свою жизнь творчеству и преподаванию. Он стремился писать свет, в каждой своей работе художник анализировал, детально разбирал воздействие света на цвет. Само световое пространство становилось целью его изображения. Любая картина Истомина – не плод сочинительства на заданную тему, а результат изучения природы как идеала, к которому можно приблизиться лишь благодаря труду и искренности.
В письмах к своим ученикам он советовал, прежде чем приступать к работе над портретом, писать «фигуры в обстановке», на воздухе, и внимательно наблюдать за изменениями цвета в зависимости от особенностей световой среды. Когда строишь свет, нужно в первую очередь смотреть на тень, и наоборот, при письме тени в качестве камертона использовать свет. «Это и есть контрастное видение природы, это ее противоположности, из которых вырастает целое, и целое будет прекрасным <...> если каждая из противоположностей заговорит вовсю своим голосом, и сила, и тембр, характер звука этих голосов будут взаимно обусловлены».
Картина «Шахтерка Метростроя» не была закончена, но она в полной мере раскрывает талант художника и несет в себе главные особенности манеры письма автора.