Кравченко Алексей (1889-1940)
Весна. Деревня
1912-1913
Размер - 18,5 x 31,2
Материал - бумага серая
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-10988
Приобретено через Министерство культуры СССР. 1990
Уроженец Саратова, выходец из крестьянской семьи А.И. Кравченко вошел в историю русского искусства ХХ века, прежде всего, как прекрасный и разносторонний график, который владел практически всеми видами гравюры и рисунка. Иная сторона его творческой индивидуальности – живопись. К ней художник, обладавший врожденным живописным видением мира и тягой к монументальным формам выражения, обращался на протяжении всей жизни.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910) он посещал мастерские В.А. Серова, К.А. Коровина, А.М. Васнецова. В 1905 году, когда из-за революционных событий занятия были прерваны, он уехал учиться в Художественной школе Шимона Холлоши в Мюнхене. В 1910 году для совершенствования своего мастерства Кравченко совершил путешествие по Италии. Увлечение рисунком и гравюрой, в которых он реализовался наиболее полно, возникло после окончания училища и стало его основной профессией.
Живопись он не оставлял, хотя на выставках почти не демонстрировал. Живописные произведения Кравченко в более или менее полном составе впервые были показаны в залах Академии художеств в 1973 году. В 1924 году тяготевший к классике художник стал инициатором создания общества «Четыре искусства», которое под лозунгом синтеза искусств объединило мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры.
Темперный лист «Весна. Деревня» относится к раннему этапу художественной деятельности Кравченко. Молодой мастер пробует свои силы в различных жанрах как живописи, так и графики и пока еще не может определиться. Лист «Весна. Деревня» по материалу (бумага) относится к графике, темпера же – скорее живописная техника. Образ ранней деревенской весны, созданный молодым Кравченко, отличается монументальными свойствами, характерными для столь любимых им ранних итальянцев XV века. Колорит с преобладанием сине-голубых и терракотово-розовых оттенков, который сохранился в живописи Кравченко на всю жизнь, тоже говорит о влиянии великих мастеров кватроченто.