Кравченко Алексей (1889-1940)
Ленинград. Летний сад. Аллея с мраморными статуями
1927
Размер - 43,8 x 26,2
Материал - бумага
Техника - черный карандаш
Инвентарный номер - Инв.15224
Приобретено у автора. 1934
Уроженец Саратова, выходец из крестьянской семьи А.И. Кравченко вошел в историю русского искусства ХХ века, прежде всего, как прекрасный и разносторонний график, который владел практически всеми видами гравюры и рисунка. Но начинал он как живописец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910) он посещал мастерские В.А. Серова, К.А. Коровина, А.М. Васнецова. Увлечение рисунком и гравюрой, где он реализовался наиболее полно, возникло после окончания училища и переросло в основную профессию. В гравировальном и рисовальном искусстве он выработал свой неповторимый и узнаваемый стиль, позволявший передавать эмоциональное восприятие мира. В 1924 году тяготевший к классике художник стал инициатором создания общества «Четыре искусства», которое под лозунгом синтеза искусств объединило мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры.
Кравченко и на практике совместил интерес к архитектуре, которая нередко служила для него объектом изображения, с живописью и графикой. В эпоху насаждения соцреализма мастер уходил в жанр городского пейзажа. Часто это были изображения с пространственными эффектами, то есть с неожиданными ракурсами и перспективами, звучащими в унисон старинной русской «видописи» и работам мастеров «Мира искусства». Город на Неве, который, несмотря на все перемены, сохранился как образец классических архитектурных ансамблей, пользовался особенной любовью художника.
Лист «Ленинград. Летний сад. Аллея с мраморными статуями» передает особую атмосферу Ленинграда, которая отличает его от всех других городов. Аллея Летнего сада обрамлена старыми деревьями, листва и стволы которых слегка склоняются друг к другу. Невероятную высоту этих деревьев подчеркивают мраморные статуи вдоль аллеи. Склоненные кроны деревьев на первом плане образуют подобие торжественной арки, напоминающей о царственной природе города. Впечатление торжественности и некоторой театральности усиливает низкая точка зрения. Однако мягкие штрихи и гибкие линии черного карандаша, которыми художник, как бы едва касаясь бумаги, все это изображает, дают возможность ощутить дружественную и мягкую, слегка ностальгическую и таинственную природу этого места, его особую ленинградскую интеллигентность.