Кравченко Алексей (1889-1940)
Париж
1926
Размер - 37,8 x 52,5
Материал - бумага тонированная
Техника - кисть, соус
Инвентарный номер - РС-14065
Приобретено у Н.А. Кравченко, дочери художника. 1997
В историю отечественного искусства выходец из крестьянской семьи А.И. Кравченко вошел, прежде всего, как интересный и разносторонний график. Творчество Кравченко, виртуозно владевшего практически всеми видами гравюры и рисунка, многим известно по книгам, которые он проиллюстрировал. Иная сторона его творческой индивидуальности – живопись: к ней художник, обладавший врожденным живописным видением мира и тягой к монументальным формам выражения, обращался на протяжении всей жизни.
Кравченко начинал именно как живописец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1905, 1906–1910) он посещал мастерские В.А. Серова, К.А. Коровина, А.Е. Архипова, А.М. Васнецова. В 1905–1906 годах, когда из-за революционных событий занятия были прерваны, он учился в Школе Шимона Холлоши в Мюнхене. Увлечение рисунком и искусством гравюры, в котором художник реализовался наиболее полно, возникло после окончания училища и стало его основной профессией. Смелый новатор, Кравченко выработал в графике экспрессивный авторский язык, позволявший передать широкий спектр эмоций. Далекий от авангардных течений и многочисленных арт-группировок 1910–1920-х годов, тяготевший к классике, Кравченко выступил инициатором создания общества «Четыре искусства». В 1924 году оно объединило крупных мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры под лозунгом синтеза искусств.
Художник на практике совместил интерес к архитектуре, зачастую служившей для него объектом изображения, с живописью и графикой. В эпоху насаждения соцреализма Кравченко обратился к жанру городского пейзажа, где демонстрировал приверженность к пространственным эффектам – отражениям зданий на водной поверхности, неожиданным ракурсам и перспективам, а также панорамным видам, звучавшим в унисон русской «видописи» и работам мирискусников. Об этом свидетельствуют прекрасные рисунки, выполненные в Париже, во время его заграничного путешествия 1926 года.
На листе «Париж» изображен ряд домов, выстроившихся вдоль красной линии. Как часто бывает у этого художника, простой мотив соединяется с монументальными формами, классическая ясность – с притягательностью больших культурных явлений. Французская столица предстает во всем обаянии своего образа, сложившегося в памяти художников и любителей искусства, с мансардами и высокими трубами на крышах, зданиями простых и благородных пропорций, напряженной городской жизнью.