Кравченко Алексей (1889-1940)
Днепрострой
1931
Размер - 55,6 x 72
Материал - бумага с тиснением
Техника - акварель, кисть, тушь, черная акварель
Инвентарный номер - РС-10022
Приобретено у Н.А. Кравченко, дочери художника. 1986
В историю отечественного искусства уроженец Саратова, выходец из крестьянской семьи А.И. Кравченко вошел, прежде всего, как интересный и разносторонний график. Но начинал он как живописец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910) он посещал мастерские В.А. Серова, К.А. Коровина, А.М. Васнецова. Увлечение рисовальным и гравировальным искусством возникло после окончания училища и превратилось в основную профессию.
Смелый новатор, он выработал в графике неповторимо экспрессивный авторский язык, позволявший передать эмоциональное восприятие мира. Кравченко активно работал в рисунке, в техниках офорта и ксилографии. Далекий от авангардных течений и многочисленных группировок 1910–1920-х годов, тяготевший к классике, Кравченко выступил инициатором создания общества «Четыре искусства». В 1924 году оно объединило крупных мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры под лозунгом синтеза искусств.
Тонко чувствующий обаяние старой культуры и в то же время обладающий широким взглядом на мир, Кравченко не мог не увидеть и не ощутить романтику нового. Постепенно он, наравне со своими прежними увлечениями, обращается к современной ему тематике и создает ряд произведений в жанре индустриального пейзажа.
Одними из самых значительных работ такого рода являются рисунки и гравюры на тему сооружения Днепровской ГЭС – «Днепрострой». Возведение гидроэлектростанции на Днепре было включено в план ГОЭЛРО, утвержденный В.И. Лениным в 1918 году, однако строительство началось лишь в 1927-м. Сооружение плотины велось с немалыми издержками, но нельзя отрицать, что оно вызвало большой энтузиазм строителей, инженеров, проектировщиков, а также художников, которых в 1920-е годы вошло в обычай посылать на различные «стройки коммунизма». К 1930 году строительство плотины подходило к концу, и ДнепроГЭС стал самым грандиозным сооружением такого рода во всем мире. Окончание строительства плотины и всех гидротехнических устройств было официально объявлено в 1932 году. Алексей Кравченко побывал там в 1930, и даже в незавершенном виде энергетический гигант произвел на него сильное впечатление.
Этот большой лист, выполненный в основном в технике акварели в 1931 году, представляет собой эскизный вариант двух гравюр на дереве, которые Кравченко выполнил в том же 1931-м. Избранный ракурс помогает увидеть небывалую для того времени протяженность плотины, перегородившей широкую реку.
Красно-коричневым тоном Кравченко оттеняет четкий ритм конструкции и подчеркивает мощь днепровских гранитных утесов, на которых, по сути, было возведено уникальное сооружение. Глыбы этих утесов громоздятся на первом плане рядом с возводимым в некоем подобии классического стиля входом на плотину. В сочетании такого рода имеется достаточно традиционная, но действенная символика: сила природных стихий покоряется властной воле человека.