Маврина Татьяна (1900-1996)
Автопортрет. «Каракулевый воротник»
1937
Размер - 63,5 x 50
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1042
Приобретено у автора, Москва. 1975
Татьяна Алексеевна Маврина (девичья фамилия Лебедева, в 1930 году в качестве творческого псевдонима взяла дворянскую фамилию матери) широко известна прежде всего как художник-график, автор многочисленных иллюстраций преимущественно к детским книгам. Вместе с тем Маврина – замечательный, тонкий живописец. В молодости она много писала маслом: и в годы учебы во Вхутемасе/Вхутеине (1921–1928) на живописном факультете у Г.В. Фёдорова, Н.П. Крымова, и в мастерской Р.Р. Фалька, а также на протяжении десяти лет после окончания института. Как признавалась Маврина в своих «Дневниках», «весь Вхутемас держался на “сочетаниях” – только не “тонов”, а “цветов”. Тона у старых мастеров, цвета – у нас. Цветом со времен Вхутемаса ушиблена и я. И сейчас не буду писать, если мне не интересно цветовое решение».
К жанру автопортрета Маврина обращалась часто и в разные периоды жизни. Каждый раз это был новый взгляд на себя, новый облик, в котором порой трудно было узнать саму красивую и стройную модель. В картине «Автопортрет. “Каракулевый воротник”» 37-летняя художница с шутливой иронией, в излюбленной манере грациозного гротеска представляет себя как несколько неуклюжую матрону старше своего реального возраста, одетую в мешковатое пальто с несуразно большим каракулевым воротником. Артистизм исполнения и уникальный колористический дар Мавриной придают этой игре со своим образом особый шарм. Ультрамарин, желтый, черный – три главных цвета картины – нанесены широким свободным мазком. При всей яркости колорита сочетания красок гармоничны и декоративно выразительны. Картина демонстрирует характерные качества живописи художницы – силу цвета, свежесть, свободу. В автопортрете передан жизнерадостный характер модели, сосредоточенный в улыбке и живом, смешливом взгляде: «Я не знаю человека, который бы так часто улыбался, как Татьяна Маврина, – писал художник Владимир Милашевский. – Улыбка рта, подогретая озорным блеском глаз, является выражением ее лица – и в буквальном, и в переносном смысле». Друг художницы писатель Ефим Дорош отмечал, что Мавриной был дан «светлый и озорной, уверенный в себе и живущий в ладу с жизнью легкий, веселый талант».