Жизнь Бориса Кустодиева сложилась непросто. Сначала было детство в провинциальной Астрахани, затем учеба в Петербургской Академии художеств у Ильи Репина, затем заграничные поездки и всеобщее признание. Потом тяжелая болезнь и последующая операция на спинном мозге приковали его к инвалидному креслу. Около пятнадцати лет художник провел в коляске, мучаясь постоянными болями. Но, наперекор болезни, большинство его поздних произведений проникнуты самыми светлыми и радостными эмоциями.
Критики называют его работы живописью идеала, и вместе с тем замечают, что гармоничное сочетание ярких красок порождал мир мечты, который художник находил в самых обычных вещах. Кустодиев писал по-праздничному яркий провинциальный быт, пышнотелых купчих и народные гуляния. Он продолжал создавать этот мир, когда в реальности от него не оставалось уже даже воспоминания. Но в его памяти русские типы продолжали жить. Недаром в начале 1920-х он издает альбом литографий под названием «Русские типы».
«Купчиха» 1923 года, кажется, сошла со страниц этого альбома. – то же изображение в полный рост, те же яркие краски. Примерно таким же образом, как и персонажи альбома, героиня изображена в природно-архитектурном окружении. Внизу под изображением имеется авторская надпись с указанием места написания этого листа – Гаспра. Художник находился в это время в черноморской Гаспре, по всей видимости, проходя там очередной курс лечения. При взгляде на акварель кажется, что яркое южное солнце немного «подсушило» изображение, заставив обычно такие интенсивные и сочные кустодиевские краски немного поблекнуть и потускнеть. Поэтому все изображение смотрится более отстраненно и изысканно.