Кустодиев Борис (1878-1927)
Портрет монаха в черном клобуке
1896
Размер - 21 x 13,6
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-1045/15
Приобретено у К.Т. Будкевича. 1965
В собрании любого музея хранится множество альбомов и блокнотов. Этот редко доступный зрителю материал – неотъемлемая часть арсенала художника. Это его путевой дневник, «копилка», хранящая наблюдения. В непредназначенных для показа рисунках оттачивается мастерство, совершенствуется глаз и рука художника. Для исследователя творчества художника альбомы часто становятся источником редкой информации, позволяющей проследить рабочий процесс, узнать новые факты биографии.
Альбом Б. Кустодиева датирован самим художником – 1894–1896, многие листы подписаны с обозначением места и времени создания рисунков. Начат альбом в Астрахани, где родился Кустодиев. На рисунках – виды берегов Волги и ее притоков, прекрасный рисунок астраханской речной таможни с пришвартованными судами, зарисовки знакомых, портрет брата Михаила, домашние питомцы, интерьер комнаты. Исполненные еще до отъезда на обучение, они свидетельствуют об уже обретенном уровне мастерства, и становится понятным, почему его первый учитель, выпускник Петербургской Академии художеств П.А. Власов, так верил в талант своего ученика и сумел убедить не только его самого, но и его мать в необходимости получения им художественного образования. В свое будущее, очевидно, верил и сам начинающий художник – на части листов он «отрабатывает» красивую подпись, вписывая ее в изображение палитры. Несколько листов 1895 года подписаны: «Липецк», это единственное документальное свидетельство посещения художником города. Заканчивается альбом уже зарисовками, сделанными после переезда Кустодиева в Петербург и поступления в Высшее художественное училище при Академии художеств, на обороте – тушью записан петербургский адрес: Мойка, 10. Рисунки альбома – своеобразная точка отсчета творческой биографии будущего мастера, живописца и блестящего рисовальщика.