Репин Илья (1844-1930)
Портрет Д.А. Ровинского
1892
Размер - 57,5 x 72
Техника - цветной карандаш
Инвентарный номер - Инв.7346
Поступило из Государственной Цветковской галереи. 1925
Особое место не только в графике, но и во всем творческом наследии художника 1890-х – начала 1900-х годов принадлежит его большим графическим портретам, которые сразу обретают популярность. В этих портретах рубежа веков проступают иные черты, появляются новые герои – люди творческих занятий, артисты, художники, коллекционеры.
Одним из примеров такого портрета является портрет Д.А. Ровинского, выдающегося собирателя, автора капитальных исследований по русской иконографии и истории русской гравюры, выпустивший ряд ценных высокохудожественных изданий. В 1894 году им же было выпущено двухтомное «Полное собрание гравюр учеников Рембрандта и мастеров, работавших в его манере». «Дмитрий Александрович показывал эти оригиналы сокровищ немногим друзьям своим с дрожью в руках, приглашая осторожно дышать, глядя на эти перлы, печатанные самим Рембрандтом», – вспоминал Репин, познакомившийся с Ровинским еще в 1872 году.
В 1892 году Репин исполнил портрет Дмитрия Ровинского. В 1890-1900-е годы Репин охотно обращался к технике цветной графики, и в этом портрете он использует пастель. Использование подобной техники - характерная черта искусства начала XX столетия. Яркости и блеску масляной живописи художники предпочитали мягкие полутона пастели. Цвет сведен здесь к минимуму – единственное цветовое пятно – лицо изображенного, позволяет привлечь внимание зрителя к спокойному сосредоточенному взгляду уже немолодого седовласого мужчины.