Особое место не только в графике, но во всем творческом наследии Репина начала ХХ века принадлежит его большим графическим портретам, которые сразу обретают популярность. В этих портретах рубежа веков проступают новые черты. Герои этих произведений – художники, артисты. Наиболее убедительное художественное истолкование темы творческой личности было дано Репиным именно в большеформатных рисунках углем. Им присущи лаконизм, стремление к обобщению, своеобразная монументальность.
Один из примеров – портрет И.С. Остроухова – художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве. Образ изображенного излучает энергию и бодрость. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. Нейтральный, без всякого намека на окружающую обстановку фон, точка зрения снизу подчеркивают ощущение величавой властности, исходящей от облика Остроухова в этом портрете. Своей уверенностью в себе образ решительно отличается от портретов
Элеоноры Дузе и
Валентина Серова (выполненных в той же манере). Это совсем иная грань в теме артистизма, более близкая к решениям молодых современников Репина – Серова и Коровина.
Эффектность и изобразительная маэстрия, свойственные портрету Остроухова 1913 года, свидетельствуют о том, что и в поздний период уровень мастерства Репина-рисовальщика оставался очень высоким. Дисциплина рисунка, крепость художественной формы, острота наблюдательности сохранились в графике Репина до глубокой старости.