Акварель «Море у берегов Суджук-Кале» исполнена Никанором Чернецовым во время морской экспедиции, в которой художник сопровождал новороссийского генерал-губернатора, графа М.С. Воронцова, в плавании до турецкого порта Трапезунд. В десятках листов Чернецов фиксировал виды российского побережья Черного моря.
Этот вид «снят» недалеко от турецкой крепости Суджук-Кале на западном берегу Цемесской, или Новороссийской, бухты. В ходе Русско-турецкой войны 1806–1812 годов крепость была занята, а затем разрушена русскими войсками. По названию крепости часто и сама бухта тогда именовалась Суджук-Кале.
На акварели изображен вид на восточную часть Цемесской бухты: слева Александрийское укрепление, заложенное и построенное Россией в ходе Кавказской войны в 1836 году, справа мыс Дооб, вдали отроги Маркотхского хребта. Вероятно, художником запечатлен тот момент, когда стоявший лагерем и осуществлявший закладку укрепления отряд генерала А.А. Вельяминова приветственным салютом встречает экспедицию графа М.С. Воронцова. Это событие произошло 14 июля 1836 года, оно подробно описано одним из участников, С.В. Сафоновым.
Лежащий в основе акварели рисунок, выполненный графитным карандашом, точно воспроизводит очертания горной гряды, строящегося укрепления и палаток русского лагеря. Неяркая, местами прозрачная расцветка в зеленовато-голубых тонах передает поверхность моря, поросшие травой склоны, голубоватые горы вдали и небо без облаков. Оживляют вид стоящие в бухте парусные корабли и гребная лодка.
Как и многие видовые пейзажи других художников, акварель Никанора Чернецова имеет не только художественную, но и историко-культурную ценность.