Вид на Волге, близ села Красновидова
Патрон шедевра
Чернецов Никанор (1805-1879)
Вид на Волге, близ села Красновидова
1839
Размер - 63 x 89
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9151
Поступило из Румянцевского музея. 1927
Картина написана по материалам путешествия, совершенного по Волге братьями Никанором, Григорием и Поликарпом Чернецовыми, а также художником А.И. Ивановым в 1838 году. Вояж, организованный на средства княгини Т.Б. Потёмкиной, продолжался полгода. Своей задачей братья считали историческое, топографическое и художественное исследование приволжских земель. Их занимала геологическая история, происхождение народов, особенности быта, археология, растительный и животный мир, предания и легенды. Одной из целей они также считали создание панорамы волжских берегов, видов отдельных мест и памятников, зарисовки бытовых сцен.
Село Красновидово находится на правом берегу Волги, недалеко от устья Камы, в 70 км от Казани. В округе находится много лесов и полей, на левом берегу – заливные луга с залежами известняка, гипса, торфа. По преданию, когда в 1767 году здесь побывала императрица Екатерина II, поднявшись на гору, она восхитилась: «Какой красный вид!» Так возникло название Красновидово. По другой легенде, название села связано с рыжебородым разбойником-атаманом, носившим красную рубаху и высматривавшим с высокой горы корабли на Волге.
Никанор Чернецов с реалистической точностью запечатлел широкую и спокойную гладь реки с плывущими кораблями, крутые скалистые берега, поросшие деревьями, высокое небо с пышными облаками. Все это создает величественную картину русской природы. Вместе с тем солнечный свет, освещающий передний план, и воздух, пронизывающий пейзаж, придают ему романтическую эмоциональную окраску.
Итогом путешествия Чернецовых стал пятитомный дневник, а также около 2000 рисунков и около 80 этюдов и эскизов масляными красками. До настоящего времени они имеют познавательное и художественное значение. К волжской теме братья возвращались всю свою последующую жизнь, выполняя картины и литографии. Интересным итогом явилась циклорама длиной 700 и высотой в 2,5 метра, смонтированная в 1850-х годах на Васильевском острове в Петербурге. Она крепилась на двух вертикально поставленных вращающихся цилиндрах за окном помещения, имитирующего каюту корабля. Перематывая картину с одного цилиндра на другой, при определенных шумовых эффектах, создатели этого аттракциона рождали у зрителей ощущение человека, плывущего на корабле.
Из волжской серии Никанора Чернецова известна картина из собрания Третьяковской галереи «Руины в Болгарах» (1839).