Чернецов Никанор (1805-1879)
На берегу Черного моря близ крепости Поти
1833
Размер - 29,5 x 42,8
Материал - бумага на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9152
Поступило через Государственный музейный фонд из Московского Публичного и Румянцевского музеев. 1927
Никанор Чернецов родился в семье иконописца Григория Степановича Чернецова. Первые живописные навыки получил у отца и старшего брата Евграфа. В 1823 год по ходатайству историка П.П. Свиньина был зачислен в Императорскую Академию художеств. Чернецов поступил в класс пейзажной живописи к М.Н. Воробьеву, где уже учился его брат Григорий. Спустя год Никанор был принят на содержание Общества поощрения художников и в 1825 получил аттестат на звание классного художника. Будучи пенсионером Общества, он вместе с Григорием совершил поездки: в 1826 – в Костромскую губернию, в 1827 – в Ревель. С 1829 по 1831 год сопровождал графа П.И. Кутайсова в путешествии по Кавказу, целью которого была инспекция отошедших к России по Адрианопольскому мирному договору с Турцией территорий Закавказья – Грузии, Имеретии, Менгрелии. В 1832 году за картину «Вид Тифлиса» (Государственный Русский Музей) художник был удостоен звания академика живописи.
Пейзаж исполнен через два года по возвращении Чернецова из поездки по Кавказу. Поти был в то время городом-крепостью на Черноморском побережье, присоединенным к России после русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Расположенный в устье реки Риони при впадении в Черное море он также играл роль порта. Поти имел древнюю историю: в античные времена назывался Фазисом и являлся греческой колонией. В IV веке в нем находилась знаменитая Колхидская академия, где обучались различным наукам. Отсутствие древних архитектурных памятников, вероятно, не вдохновило Чернецова к изображению города (из старинных сооружений сохранилась лишь башня ХVII века, оставшаяся от турецкой крепости). Поэтому художник посвятил свою картину морской стихии.
Написанный в эскизной манере пейзаж решен художником в романтическом ключе. На переднем плане изображен мужчина, стоящий на камнях. Изо всех сил он пытается притянуть за канат к берегу бьющуюся в волнах лодку.
К серии кавказских видов Никанора Чернецова относятся также картины: "Путешественники в предгорьях Кавказа" (1849) и "Вид Кутаиса" (1857, обе – Третьяковская галерея).