Первые живописные навыки русский художник Н.Г. Чернецов получил у отца, занимавшегося иконописанием, и старшего брата Евграфа. В 1823 году, по ходатайству историка П.П. Свиньина, он был зачислен в Императорскую Академию художеств в класс пейзажной живописи к М.Н. Воробьеву в качестве вольноприходящего ученика. В 1824 году Никанор был принят на содержание
Общества поощрения художников и в следующем году получил аттестат на звание классного художника. Будучи пенсионером Общества, живописец вместе с братом Григорием совершил поездки: в 1826 – в Костромскую губернию, в 1827 – в Ревель.
Картина была создана в ранний период творчества Никанора Чернецова, связанный с финансовой поддержкой и заказами Общества поощрения художеств. На полотне представлен интерьер особняка Дмитрия Львовича Нарышкина. Владелец дома Д.Л. Нарышкин (1758/64–1838) занимал должность егермейстера двора и был членом Общества поощрения художников. Вельможа увлекался коллекционированием живописи, скульптуры, оружия, антиков, устраивал концерты роговой музыки. Нарышкин также прославился своими роскошными приемами и праздниками. Купив дом на набережной Фонтанки, 21 в Петербурге в 1799 году, владелец пристроил к нему большой танцевальный зал и музеум. В числе его гостей были многие знаменитые литераторы и художники: Г.Р. Державин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, К.П. Брюллов и даже сам император Александр I.
С 1822 по 1825 год в особняке проходили встречи Общества поощрения художников. Одно из таких собраний и показано на картине. Изображен знаменитый Танцевальный (Александровский, или Белоколонный) зал, украшенный колоннами коринфского ордера с барельефами между ними и живописным плафоном кисти И.К. Скотти. Торжественное убранство зала дополняют висячие люстры и обильная золоченая резьба, которой покрыты карнизы и рамка плафона. Вдоль стен на мольбертах выставлены картины художников, творчество которых обратило на себя внимание знатоков. Члены общества изображены свободно гуляющими по залу, беседующими друг с другом и рассматривающими произведения.
В полотне сказалась характерная особенность метода Никанора Чернецова – внимательное следование правилам перспективы, стремление к подлинной, скрупулезной передаче предметов. Тщательно выписаны многочисленные детали интерьера. В этой ранней, еще практически ученической работе Чернецов продемонстрировал навыки, полученные в «перспективном и пейзажном классе» М. Воробьева. Неслучайно в отчетах Общества среди картин, выполненных художником, встречаются «пейзажи с натуры» и «перспективные виды, внутренности комнат представляющие». Позднее живописец будет возвращаться к написанию интерьеров, примером чего служит
«Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции» (1846, Третьяковская галерея).
К картине существует эскиз, выполненный акварелью (Третьяковская галерея).