В 1833–1836 годах Н. Чернецов по приглашению генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова жил и работал в Крыму. Он совершил длительный вояж от Севастополя до Керчи. Результатом его работы в Крыму стало создание более трехсот рисунков, сепий, акварелей. По ним позднее, вернувшись в Петербург, художник писал картины маслом. Таков был его метод работы: сначала рисунок и эскиз на натуре, затем «работа в размер» и окончательное доведение картины в мастерской.
По данному принципу было создано и это полотно с панорамным показом долины, правда, не Каралезской, как назвал ее Чернецов, а, скорее, Бельбекской. Об этом свидетельствуют очень характерные очертания гор на заднем плане и проход между ними справа, рядом с деревом. Изображение горы на среднем плане перенесено из другой долины. Пейзажисты того времени, как русские, так и иностранные, часто использовали в изображении определенных мест мотивы из других окрестностей. Но не будет ошибкой оставить за картиной то название, которое ей дал Чернецов. Эти две долины находятся близко друг к другу: Каралезское ущелье составляет верхнюю часть Бельбекской долины, отделяясь от нее рекой Бельбек. Оно орошается многочисленными, никогда не пересыхающими горными ручьями. Долина известна своими плодовыми садами и табачными плантациями.
Произведение сохраняет традицию классицистического пейзажа с его цветовым делением на три плана. Передний план решен в коричневых тонах, средний – в зеленых, дальний – в голубых. Благодаря этому выстраивается воздушная перспектива, и панорамный охват приобретает пространственную глубину. Для картины характерны графическая ясность изображения деталей, яркие, чистые краски, стремление отобразить многообразие растительного мира. В то же время мягкий солнечный свет, озаряющий жанровую сцену у источника, и голубые дали у горизонта придают пейзажу приподнятое, романтическое настроение. С особым вниманием художник передает экзотику Крымского края: причудливые скалы, свечкообразные тополя, татарское поселение с минаретом, национальные костюмы женщин. Французская путешественница А. де Гелль, побывавшая на рубеже 1830–1840-х годов в Крыму, так описала красоты этих мест: «Соседство с Мангуп-кале, обилие воды, горы, образующие по краям долины полосу зубчатых стен, словно природа находила удовольствие в том, чтобы, играя, подражать искусству, сохраняя, однако, свои самые грандиозные пропорции... придают Каралезу романтическую прелесть».
К серии крымских видов Чернецова относятся пейзажи:
«Татарский домик в Ореанде» (1835) и
«Крым. Вид Гаспры» (1840, оба – Третьяковская галерея).